РДВ - Ярославль

2 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №84 (1710), 14 ноября 2019, четверг тенденции «Visit Russia – 2019»: ставка на СОБЫТИЕ Международный туристический форум «Visit Russia», который прошел в Ярославле в конце октября, стал уже девятым по счету. В этом году он был организован в партнерстве с международным форумом «Куль- тура в действии», и одной из ведущих его тем стала роль частных музеев в туристической индустрии и продвижении территории. ТУРОТРАСЛЬ РЕГИОНА В ЦИФРАХ – За 9 месяцев 2019 года Ярославскую об- ласть посетили 3 миллиона 600 тысяч че- ловек. Это на 9% больше, чем за аналогич- ный период 2018-го. Число остановивших- ся в гостиницах 676 тысяч – на 25% выше, чем годом ранее, – сообщила директор департамента туризма Ярославской области Юлия Рыбакова. – Это не про- сто цифры, это налоговые поступления в бюджет региона и рабочие места для его жителей. Кроме того, в нынешнем году Ярославль занял 6-е место в топ-10 самых популяр- ных городов у туристов Центрального фе- дерального округа по данным российско- го сервиса бронирования жилья для путе- шествий Tvil.ru. Согласно данным сайта, в Ярославле гости останавливаются в среднем более чем на две ночи. Лидером данного рейтинга стала Москва, в кото- рой туристы проводят больше трех ночей. Среди популярных городов у туристов также Иваново, Воронеж, Тула, Калуга. – Перед сферой туризма Ярославской области стоит серьезная цель: к 2025 году увеличить туристический поток почти до 8 миллионов человек в год и войти в пя- терку крупнейших туристских центров страны, – заявил заместитель предсе- дателя регионального правительства Роман Колесов. Для достижения амбициозных целей не плохо было бы иметь аэропорт междуна- родного формата, отметила Юлия Рыба- кова. Наличие такого аэропорта могло бы стать одним из преимуществ Ярославско- го региона, так как именно это являет- ся ключевым условием для приема ино- странных туристов. ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК ТУРПРОДУКТ В этом году форум Visit Russia объединил- ся с международным форумом «Культура в действии», который с 2010 года организует Ассоциация менеджеров культуры и кото- рый привлекает экспертов и управленцев, имеющих успешный опыт реализации проектов в области культуры. И одной из главных тем обсуждения в Ярославле ста- ла возрастающая роль частных музеев в сфере культурного предпринимательства и туризма, в развитии территорий и соз- дании новых туристических продуктов. Тематика напрямую связана с нашим регионом. Именно в Ярославской области появился первый в истории постсоветской России частный музей, а сегодня в нашем регионе таковых насчитывается уже более 90. В целом же в России количество него- сударственных музеев по разным данным составляет от 500 до 1000. Бум частных музеев наблюдается во всем мире: – По данным Международного сове- та музеев (ICOM), в мире сейчас больше частных музейных пространств, чем об- щественных. При этом, по информации Института Гетти, около 70% всех суще- ствующих негосударственных художе- ственных музеев появились в последние 15 лет, – такие данные привела в своем выступлении исполнительный дирек- тор Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева. – Эксперты уверены, что частные музеи будут по-прежнему претендовать на доминирующую роль в музейном ландшафте. Как отметили большинство спикеров турфорума, именно негосударственные музеи способны предложить новые, не- стандартные проекты, которые могут привлекать все новых и новых путеше- ственников. А личная интонация и инди- видуальный подход к гостям – самая силь- ная сторона таких музеев. Между тем роль частных музеев в Рос- сии, по словам Инны Прилежаевой, не- дооценена: – Нет четкой государственной политики по отношению к частным музеям, что от- ражается и в непризнании статуса боль- шинства таких музеев, и в отсутствии внятной системы мер поддержки на всех уровнях власти: регистрация, налогообло- жение, система льгот и субсидий, инфор- мационная и методическая поддержка. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ В РОССИИ… Исторически в России, как и в Европе, му- зеи создавались в результате частной ини- циативы. Личные коллекции императоров и аристократов, купцов и предпринимате- лей складывались в соответствии с их соб- ственными представлениями о прекрасном и ценном. При этом большинство владель- цев стремились сделать свои собрания от- крытыми. Так возникали музеи – от импе- раторских до муниципальных и частных. В советское время все музеи могли но- сить статус только государственных. Пер- вый частный музей в истории новой Рос- сии возник в 1993 году в Ярославле – свою частную коллекцию представил собира- тель Джон Мостославский. Экспозиция Учемского музея, посвященная деревне как феномену русской Атлантиды И сегодня частные музеи зачастую соз- даются вокруг личных собраний: фарфо- ровые игрушки, велосипеды, шоколадные фигурки, колокольчики… Тематика огра- ничена лишь фантазией и увлечениями коллекционера. Наследие, которое хранят такие музеи, чаще всего связано с истори- ей быта, повседневности, локальными ге- роями и культурой, традициями местных промыслов и историей производств. Экспозиция Учемского музея, рассказывающая про историю Учмы Негосударственные музеи собирают не только вещи, но и живые человеческие истории. И их деятельность – это не про- сто один из видов социального предпри- нимательства, но и форма обустройства среды и даже формирования культур- ной идентичности. На форуме директор Учемского музея Ярославской области Елена Наумова рассказала, как преобра- зилось место с появлением музея: – У нас маленький музей, который на- ходится в небольшой деревне Учме (здесь зимует всего 18 человек). О ком мы гово- рим? О разных людях, живших здесь. На- пример, около 500 лет назад в эти края приехал монах, который по происхожде- нию был византийским князем. Здесь же жили рыбаки и крестьяне. В какой-то мо- мент – заключенные, в какой-то момент – переселенцы. Тот самый монах основал здесь монастырь. Спустя века в нем со- держались заключенные, и часть зданий была разрушена. Позже остатки церквей на свои нужды разобрали местные. И ме- сто физически исчезло. Но сохранилась память. Одного из жителей, Василия Смирнова, заинтересовала эта история, он начал ее изучать, общаться с населением, собирать материалы. И 20 лет назад в де- ревне появился свой музей, посвященный отношениям людей, которые жили в этой местности. Любопытно, как отреагирова- ли на музей жители: они стали приносить свои вещи, стремились рассказать свои личные истории, без оглядки на «глобаль- ную» историю. Стало понятно, что они хотят быть услышанными. И мы дали им эту возможность. Мы записали интервью, и голоса зазвучали рядом с предметами. Главным в экспозиции стали люди – с их эмоциями, рассуждениями, историями. Когда мы собирали интервью, многие жен- щины стали рассказывать о своей личной жизни, о любви и замужестве, об обидах и радостях – в этих воспоминаниях было много сокровенного и довольно жесткого. Так появилась экспозиция «Старухи о люб- ви». А в целом у нас получилась история XX века, обернутая в такую «интимную оболочку». Она вызывает у посетителей раздумья о том, что они сами смогут рас- сказать о своей жизни. К нам приезжает много молодых людей специально послу- шать эти истории. Часто из больших горо- дов. Все они социально активны, и все хо- тят поразмышлять о себе, ощутить связь времен. Музей удивительно отразился и на местных жителях – Учма перестала пить. А свои дома, дворы, улицы учемцы начали облагораживать… …И В ЕВРОПЕ В чем-то созвучным истории Учмы оказал- ся и рассказ о музее английского городка Уокинга, который презентовала Мерилин Скотт – директор музея и галереи The Lightbox, попечитель Бетлемского му- зея и Музея Джефрай: – The Lightbox – это музей пригорода Лондона, который был организован мест- ным сообществом. Начиналось все с того, что 70 жителей собрались, чтобы обсу- дить создание некой культурной точки, которой не хватало городу – где изучалась бы история местности, где можно было бы заниматься искусством и изучать его. Та- ким образом, музей вырос по инициати- ве горожан, а не на базе коллекции – она сформировалась уже в процессе. С мест- ными жителями мы начали открывать историю своего города. Понимание про- шлого дает понимание настоящего и рису- ет перспективы будущего. Жители прони- клись идеей, начали приносить свои вещи – появился музей. Сегодня The Lightbox – это открытое общественное пространство для разных категорий населения, где у лю- дей возникает ощущение благополучия. У нас есть четкая бизнес-модель, открыты свои магазин и кафе, мы продаем местные товары, произведения здешних художни- ков, поддерживая таким образом местную экономику. Со временем региональные власти, осознав важность проекта, стали финансировать наш музей. Вообще, система финансирования куль- туры в Великобритании довольна слож- ная, к тому же существуют различия в культурной политике Англии, Шотландии и Уэльса. Об этом рассказал Сэм Хант – основатель и экс-директор Ассоциации независимых музеев Великобритании, консультантпо работе с наследием, по- печитель Национального морского му- зея Корнуолла и Музея Лайм-Риджиса.

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=