РДВ - Москва

10 РАБОТА ДЛЯ ВАС №46 (3679), 13 ИЮНЯ 2024, ЧЕТВЕРГ о трудоустройстве Екатерина : К сожалению для рекрутеров , сейчас почти все кандидаты научены про - ходить собеседования . Знают , как отвечать на « неудобные » вопросы , эффектно подавать себя . Многие понимают и как « себя прода - вать ». На эти темы уже существует масса тре - нингов . Но произвести хорошее впечатление в течение часа — это одно , а работать — со - всем другое . Ведь компании важен результат , а не правильные заученные слова . У меня был случай почти анекдотический . Искали менеджера по продажам на одну редкую услугу . Почему - то начальство реши - ло , что , поскольку со стороны заказчиков на переговорах в основном присутствуют мужчины , лучше чтобы с нашей стороны был продавец - женщина . И я начала ее искать . А тут на собеседовании одна кандидатка так и говорит : « Раз заказчиков представляют муж - чины , то продавцом должна быть девушка !» Мне показалось , это тот человек , который нам нужен . Но я ошиблась . В процессе рабо - ты выяснилась , что серьезные презентации и бизнес - планы — это не ее . Наш новый прода - вец считала , что для успешных переговоров достаточно женского обаяния и флирта . Вы бы видели в каких нарядах она приходила … Конечно , пришлось уволить . А я крепко заду - малась над тем , как на собеседовании лучше определять профпригодность человека . Елена : Разные люди приходят : и те , кто об - ладает навыками самопрезентации , и те , кто теряется , скованно ведет себя на собеседова - нии . В любом случае одной самопрезентации мало . При принятии решения по кандидату учитываются различные факторы , не зря мы даем профессиональные тесты . Соис - катель может красиво рассказывать о себе , а ты звонишь его бывшему руководителю и выясняется , что реальных результатов он не показывал . Имеет значение и профессия пре - тендента на вакансию : умение « продавать себя » может быть непременным условием для PR- менеджера , но совсем неважно , если речь идет , например , о программисте . По - следний может вообще этого не уметь , но является отличным специалистом . Анна : Для нашей компании этот вопрос актуален , так как большую часть сотрудников составляют именно менеджеры по продажам . Собеседование глазами HR-менеджеров « Работа для вас » опросила московских менеджеров по подбору персонала , чтобы узнать может ли кандидат выгодно « продать себя » на собеседовании и легко обмануть интервьюера ? Оказалось , что выторговать хороший оклад намного проще , чем ввести в заблуждение профессионального рекрутера . Р Д В - О П Р О С И если кандидат не способен выгодно « про - дать себя », то как он продаст товар ? Мы сразу выделяем харизматичных соискателей , умеющих преподносить свои знания и опыт в выгодном свете , не боящихся выступать перед аудиторией и способных удерживать ее внимание . Хотя сейчас отличное владе - ние техникой самопрезентации не такая уж большая редкость : открытая , амбициозная , социально активная молодежь в этом плане выгодно отличается от менее раскрепощен - ных представителей старшего поколения . Светлана : Да , « продать себя » действитель - но возможно . Я много раз видела , как люди это делают . Как правило , « продавали себя » кандидаты на руководящие должности и менеджеры : рассказывали о своих достоин - ствах , успешных проектах ; делали акценты на умениях и знаниях , важных для компании и должности ; подчеркивали стремление к самообразованию , повышению квалифи - кации . Считаю , что кандидат должен уметь продвигать себя . Хотя есть много позиций , не требующих широкой коммуникации , где отсутствие навыков самопрезентации не является се - рьезным препятствием к трудоустройству — например , технические специалисты . В этом случае умелый рекрутер на собеседовании концентрируется не на том , как кандидат говорит о себе , а на его подтвержденном опыте работы . Людмила : « Продать себя », безусловно , мож - но . Перед собеседованием составьте план , определите , какую цель перед собой ставите и какой доход вас устроит . Чтобы у вас была мотивация , советую добавить к предлага - емой зарплате 10-20%, конечно , с учетом средних зарплат на рынке . Главная задача — убедить работодателя , что вы столько и стоите . Что важно во время беседы : открытый взгляд , уверенность в себе , четкость в от - ветах , при этом не надо много говорить и стоит внимательно слушать собеседника . А перед тем , как идти в компанию , хорошо изучите ее сайт и другие материалы о ней в интернете . Посмотрите на потенциального работодателя объективно и подумайте , чем вы можете быть ему полезны . Екатерина : Если не увлекаетесь психологи - ей , правильно считать собеседника с первого раза у вас вряд ли получится . Но професси - онал сможет . Например , если вы просите кандидата рассказать о предыдущем опыте , а он смотрит влево вверх ( если он правша ), то , скорее всего , придумывает на ходу . А если человек сразу перескакивает с формата деловой беседы на доверительное общение , он уже назначил именно вас тем товарищем , который решит его проблемы , но вы - то проводите собеседование совсем не для этого . И кое - что из личных наблюдений … Соис - катели , обещающие вам сделать все и сразу , впоследствии не сделают ничего , но потом обязательно найдут массу объяснений , по - чему у них не получилось . Люди , придаю - щие большое значение дорогим брендовым вещам , нацелены на большие заработки и не особенно щепетильны в средствах . Часто просят намного больше , чем стоят на самом деле , сознательно и сильно приукрашивают исходные данные , ненадежны и при каких - то трудностях оставят компанию первыми . Елена : Примерно 50% информации о со - беседнике содержится в мимике и телодви - жениях , еще треть — в так называемом па - раязыке . Понимание языка жестов — очень важная часть оценки людей при подборе . И даже самый подготовленный к собесе - дованию человек в ходе долгого интервью перестает контролировать себя , и его орга - низм непроизвольно начинает передавать сигналы , противоречащие сознательным действиям . Когда кандидат , который преувеличивает свои заслуги на предыдущем месте работы , специально раскрывает ладони в знак честно - сти , мимические сигналы легко его выдадут . Это могут быть суженные зрачки , поднятая бровь или искривленные уголки рта . Жесты , связанные с прикосновением рук к лицу , в 85% случаев свидетельствуют об обмане или укрывании информации . Дети используют такие жесты совершенно откро - венно , прикрывая рот рукой , словно пытаясь остановить лживые слова . Жесты детей очень искренние — когда ребенок не хочет выслушивать нотации родителей , он просто закрывает уши руками . Человек взрослеет , его жесты с использованием рук у лица ста - новятся менее заметными , но они все равно остаются . Анна : Мне кажется , никакой человек в мире не сможет точно определить обман , даже если он отличный психолог . Здесь нужно учитывать разные факторы , в том числе ре - комендации — как кандидата характеризует предыдущий руководитель . Может насторо - жить , если соискатель в ходе собеседования противоречит сам себе , либо декларирует какие - то знания , а потом ему сложно от - ветить на конкретные вопросы , связанные с этой областью . Я предпочитаю видеть целостную картину , но обращаю внимание и на то , как соискатель говорит , как себя ведет ( нервозно или нет ), как отзывается о своих прошлых работодателях . Мария : В большинстве случаев кандидаты не пытаются обмануть нас , они просто хотят представить себя и свой опыт в более выгод - ном свете . Например , в резюме указано , что человек хорошо знает иностранный язык , а на собеседовании говорит на нем плохо . При - украсил , не ожидал , что собеседник окажется подкованным . И с помощью развернутых вопросов мы всегда можем понять , насколько откровенно с нами готовы общаться . А сделать вывод , что кандидат лукавит , можно по таким признакам : он часто трогает нос и ухо , отвечает на вопросы неуверенно , отводит взгляд . Людмила : Конечно , определить ложь можно — по глазам и мимике . Например , вы спра - шиваете кандидата о чем - то , он отвечает отрицательно , но при этом непроизвольно кивает головой . Или вы задаете вопрос , а соискатель долго ищет ответ на потолке . Или спрашиваете о чем - то в начале разговора и повторяете свой вопрос в конце собеседова - ния , а кандидат отвечает по - разному . Можно попросить четко сформулировать свой ответ — не общими фразами , а написать конкрет - ные вещи , и кандидат тут же « плывет ». Есть еще такой прием : задать вопрос , а по - том выдержать паузу . Собеседник при этом начинает нервничать : в чем дело , что не так ? Или вы сидите за компьютером и вроде бы смотрите на экран , но при этом краем глаза наблюдаете как кандидат ведет себя , когда считает , что на него не смотрят . Ольга : Стопроцентный результат никто не даст , даже полиграф не обеспечит такой гарантии . Но если человек говорит неправ - ду , преуменьшает , преувеличивает — по - являются нестыковки . Главное — слушать , отслеживать логику . Но это не значит , что все под подозрением . Может быть , человек сильно волнуется на собеседовании , поэтому и сбивается . Или он очень спешил , или плохо себя чувствует в этот день , поэтому и реакции такие . Лучше сказать рекрутеру об этом прямо . Но если появились сомнения в словах кандидата , нужно уточнять — через минут двадцать задать похожий вопрос , но немно - го по - другому . Или уточняющие вопросы — на них начинают « вязнуть ». Хотя вряд ли кто - то сможет врать на собеседовании как Штирлиц , опытный рекрутер , у которого развита интуиция , обязательно что - то по - чувствует . Светлана : Да люди , как правило , не стре - мятся именно обманывать — хотят наиболее выигрышно выглядеть . Многие соискатели лукавят , могут , например , преувеличить свои знания компьютерных программ , но это легко проверяется тестированием . Личност - ные качества увидеть сложнее , но не состоит забывать , что все тайное становится явным и многое уже во время испытательного срока . Все навыки сотрудника можно проверить при помощи проективных вопросов , кейсов , устных рекомендаций с предыдущих мест работы ( если не лениться и звонить ). К « маркерам » обмана можно отнести мимику и жесты . Глаза у обманщика будут бегать , взгляд направлен в пол , потолок — куда угодно , только не на собеседника . Руки расположены под столом , ноги дергаются , стучат по полу , он может постоянно почесы - вать нос , голову и т . д . Виталий : Существует множество « марке - ров », по которым реально выявить ложь человека — мимика и жесты , вербальные сигналы , психофизиологические симпто - мы . Об этих методиках написано огромное количество книг , созданы тренинги , но чтобы ими овладеть потребуются месяцы , а иногда и годы . На мой взгляд , существуют и более простые методы выявления обмана . Если имеются сомнения , что кандидат дей - ствительно выполнял указанные в резюме обязанности , достаточно попросить подроб - но о них рассказать и задавать множество уточняющих вопросов , следить за несты - ковками . Поможет выявить правду и сбор рекомендаций с предыдущих мест работы . Да в современном мире только из социаль - ных сетей можно столько узнать о человеке , проследив его реакции , оценив общую гра - мотность и отношение к окружающим , даже собеседования не понадобится . «Продать себя» на собеседовании Возможно ли это на самом деле? И как преуспеть? Обман на собеседовании: все выдадут взгляд и жесты Может ли рекрутер на собеседовании по определенным при- знакам понять, что кандидат пытается его обмануть? Есть ли какие-то «маркеры», на которые ориентируются HR-ы?

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=