РДВ - Ярославль
5 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. прием объявлений 670-607 Работа для вас №83 (2294), 10 ноября 2025, понедельник актуально Газета «Работа для вас. Ярославль», электронное СМИ, язык русский издатель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье) Генеральный директор А.Н. Бекренева адрес издателя: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 адрес редакции: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607, e-mail: rdvyar76@yandex.ru размещение объявлений в регионах: (4852) 670-607 Региональные выпуски газеты выходят в следующих городах России: Балаково, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Казань, Калуга, Киров, Краснодар, Ли- пецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Омск, Оренбург, Пермь, Сама- ра, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Чебокса- ры, Ярославль. За содержание и стиль рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Перепечатка опубликованных в газете материалов допускается только по согласованию с редакцией. Публикации, обозначенные символом (р), публикуются на правах рекламы. ГАЗЕТА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ. учредитель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье), 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607 Подписано в печать: 07.11.2025, по графику в 16.00, фактически в 16.00. Дата выхода в свет 10.11.2025. редакция: главный редактор А.Н. Бекренева выпускающий редактор И.А. Морозова реклама: И.А. Морозова Н.Ю. Красильникова верстка А.С. Сергеев Надо ли начинать работать во время учебы? Плюсы, минусы и лайфхаки для студентов 67% россиян работали или подрабатывали в студенческие времена — такие данные приводит «Работа.ру». Преподаватели вузов от подобной практики часто не в восторге: студенты больше устают, и успеваемость падает. Для самих студентов это, наоборот, возможность пораньше начать карьеру и обрести финансовую независимость, не до- жидаясь окончания вуза. Александра Смаракова Стоит ли в итоге совмещать работу с учебой, куда идти работать, если вы все-таки реши- лись, и как при этом не выгорать — разбира- емся в статье. ЗАЧЕМ ВАМ РАБОТА, ЕСЛИ ВЫ ЕЩЕ УЧИТЕСЬ Иногда причины очевидны: например, если студент сам оплачивает обучение — да, такое бывает и на очном отделении — или помога- ет деньгами родителям. Но предположим, что возможность не работать есть. Нужно ли тог- да что-то искать и зачем? Доводы «за» В Высшей школе экономики выяснили: у сту- дентов, которые работали во время учебы, вероятность трудоустройства после выпуска выше на 19%, а зарплата — на 14%. При этом наибольшую отдачу приносит работа по спе- циальности на последних курсах. Так что пер- вый и основной аргумент «за» — более успеш- ный старт карьеры. Студент получает первый опыт, налаживает связи, развивает професси- ональные и мягкие навыки — и после выпу- ска ему проще «продать» себя работодателю. Зачем еще работать студенту: Обрести финансовую независимость. • Умение зарабатывать и распоряжаться деньгами в будущем пригодится — а если родители еще и готовы помогать студенту, он сможет освоить этот навык в относи- тельно комфортных условиях. Да и просто почувствовать себя самостоятельным бывает очень важно. Прокачать адаптивность, коммуника- • тивные навыки и тайм-менеджмент. На работе придется договариваться об удоб- ном графике, осваиваться в коллективе, где не только ваши ровесники с примерно одинаковым бэкграундом. Даже само переключение между работой и учебой развивает гибкость мышления. Собрать портфолио и рекомендации • для работы после выпуска. Реальные кейсы и проекты впечатлят потенциально- го работодателя больше, чем учебные. Увидеть разницу между реальной рабо- • той и тому, чему учат в вузе. Иногда она довольно существенная: университетские программы не всегда успевают за разви- тием технологий, практик и подходов. Чем раньше студент это поймет, тем проще ему будет работать по специальности после выпуска. Доводы «против» Совмещать работу и обучение попросту тяже- ло . Это отнимает слишком много времени и сил, студент живет в постоянном стрессе, что может обернуться выгоранием. А еще в таком графике часто не хватает ресурсов на: полноценный отдых и нормальное питание; • друзей и семью; • студенческую активность — например, • творческие и исследовательские проекты. Кроме того, показывать одинаково высокие результаты и на работе, и в учебе крайне сложно: скорее всего, что-то будет проседать. И всегда есть риск, что вас либо уволят, либо отчислят, либо вы сами устанете настолько, что потеряете мотивацию и интерес к какой- то из сфер. КАК ВЫБРАТЬ ПЕРВУЮ РАБОТУ Предположим, аргументы «за» все-таки ка- жутся более убедительными. Как тогда вооб- ще выбирать и искать работу? Вот что стоит учесть: Что вы хотите получить в итоге. • Если деньги — необязательно искать подра- ботку по специальности, на первый план может выйти удобный график и зарплата. А вот если ваша цель — опыт в конкретной сфере, лучше для начала присмотреться к стажировкам и практикам в релевантных компаниях. На каком вы курсе. • У студентов 1-2 курсов работать по специальности вряд ли получит- ся: профильных предметов пока немного, теоретических знаний тоже. Поэтому, если вы хотите работать ради опыта, а не денег, это лучше отложить до 3 курса и дальше. Какие возможности дает вуз. • Некоторые университеты сотрудничают с компаниями, которые берут студентов на стажировку или организовывают для них программы, конкурсы, проекты. Фактически это допол- нительный канал поиска первой работы. Обратите внимание и на репутацию вуза среди работодателей: если он в топе на- циональных рейтингов, трудоустроиться может быть проще. Какие у вас навыки, в чем слабые и • сильные стороны. Без опыта работы определить это достаточно сложно. Но вы можете опираться на другие сферы: что получается и не получается в учебе? За что вас ценят близкие? Что вызывает диском- форт, а что радует? Такой анализ даст при- мерные ориентиры. Например, если долго взаимодействовать с людьми вам тяжело, возможно, онлайн-подработка подойдет лучше, чем, например, работа официантом. Какой у вас график. • Например, если вы с утра до вечера в университете, офлайн- работа вам вряд ли подойдет, а вот фри- ланс — да. Можно также найти подработку летом: работодатель успеет вас оценить, и, если вы хорошо себя проявите, дого- вориться об удобном графике во время учебного года будет проще. Важно: не верьте слишком заманчивым ва- кансиям. Студенту не предложат должность руководителя, менеджера проектов или со- трудника, на котором лежит реальная от- ветственность. Если такое предлагают, то, возможно, опытные специалисты в компа- нию просто не идут — а проверять, почему, на своем опыте вряд ли стоит. ГДЕ ИСКАТЬ ПОДРАБОТКУ СТУДЕНТУ Самый простой способ — поставить фильтр «Без опыта» или «Студентам» на сайтах поис- ка работы. А если важно получить опыт в кон- кретной сфере — уточнить специализацию или отрасль. Какие еще есть варианты, если вы ищете работу по специальности: Стажировки и практика. • Информацию о таких программах можно узнать в вузе, на отраслевых конференциях или на сайте компании, в которую вы хотели бы попасть. А если данных о стажировках на сайте нет, можно просто позвонить или написать на почту — хотя бы попробовать. Отраслевые мероприятия. • Конференции, выставки, хакатоны, конкурсы для сту- дентов — о чем-то вам расскажут в вузе, что-то придется поискать самостоятельно. Посещайте такие события, общайтесь с представителями компаний, спрашивайте, что они предлагают студентам. Даже если вы сразу ничего не найдете, то, по крайней мере, узнаете больше об отрасли. Соцсети. • Изучайте профессиональные со- общества и каналы: в них тоже могут быть предложения для студентов. Преподаватели. • Не все рады, когда студенты совмещают работу и учебу. Но некоторые преподаватели относятся к этому проще — и даже могут подсказать варианты трудоустройства, если наладить с ними контакт. Совет: вам наверняка будут попадаться ва- кансии для опытных специалистов. Сразу об- ращайте внимание на условия, которые им предлагают. Точно ли вы хотите в будущем работать именно так? А если нет — на ка- кую профессию можно переориентироваться, пока вы еще учитесь? Если сфера неважна и вы просто хотите подза- работать, в вашем арсенале остаются соцсети и сайты с вакансиями. И обычная вниматель- ность: например, в торговых сетях и общепите часто стоят стенды с рекламой трудоустрой- ства — вполне возможно, это ваш вариант. КАК РАБОТАТЬ, УЧИТЬСЯ — И НЕ ВЫГОРАТЬ Итак, вы нашли подработку или полноценную работу. Но как теперь успевать все и при этом избегать выгорания? Расставьте приоритеты Определите ключевые цели и активности — что вы делаете в любом случае, а чем можно поступиться. И начать стоит не с учебы и ра- боты, а с режима дня: иначе у вас либо ни на что не будет сил, либо перегруз впоследствии скажется на здоровье. Пусть основой вашего графика станут хотя бы 7-8 часов сна, трех- разовое питание и физическая активность. И если вы что-то не успеваете, лучше — по воз- можности — отказаться от дополнительных задач, а не поспать меньше. Что касается работы и учебы, ориентируй- тесь на свои обстоятельства и специфику бу- дущей профессии. Если не работать вы не можете и со специ- • альностью это не связано, подумайте, от чего можно отказаться в университете: на- пример, от необязательного исследования или творческого проекта. Если вам нужна фундаментальная теорети- • ческая подготовка — например, вы буду- щий врач или инженер, — то фокус должен быть на учебе, до старших курсов точно. Если сфера быстро меняется и важны • практические навыки — к примеру, так происходит в IT, маркетинге, работе с кон- тентом, — есть смысл искать подработку по специальности, но так, чтобы учеба все еще оставалась в фокусе. Планируйте свое время В условиях перегруза планирование, честно говоря, работает не всегда. Но без него вы будете хвататься за все подряд, чувствовать себя в хаосе и ничего не успевать. С чего сто- ит начать: Выпишите все задачи на ближайший месяц • или неделю (удобный период выбирайте сами). Посмотрите на список приоритетов, • который вы составили до этого, и отметьте самые важные дела. Оцените, сколько примерно времени они займут, и выделите для них фиксированные слоты. Напри- мер, в понедельник с 9 до 14 вы слушаете лекции, а с 16 до 19 работаете. Это время сдвигаться не должно. Просмотрите остальные задачи и вычеркни- • те те, от которых можно отказаться в пользу своих приоритетов. Например, помощь одногруппнику с рефератом не так важна, как работа над собственной курсовой. Оставшиеся дела распределите по гибким • слотам — тем, которые можно переме- щать. Допустим, первую пару в среду ведет преподаватель, который лояльно относится к пропускам, но интересно рассказывает материал. Если получается, вы туда идете, если есть более важные с точки зрения приоритетов дела — нет. Важно: планируйте не только учебу, работу и базовый режим сна и питания, но и отдых между задачами. Даже короткая прогулка по- может перезагрузиться и вернуться к делам с новыми силами. Используйте время осознанно Даже при тщательном планировании у вас будет свободное время — а это дополнитель- ный ресурс. Едете на работу и понимаете, что в пути нечем заняться — можно, например, делать заметки для курсовой. Или просто смотреть в окно, но потому что вы осознанно решили отдохнуть, а не просто не придумали, чем заняться. И обращайте внимание на прокрастина- цию: если вам отчаянно не хочется присту- пать к задаче или вы переносите ее в который раз, возможно, дело не в лени, а в слишком высокой загрузке. А значит, пора пересмо- треть планы и приоритеты. Договаривайтесь Со всеми: работодателем, одногруппниками, преподавателями. Если вам не будут помогать и идти навстречу, совмещать работу и учебу вряд ли получится. Что можно делать: согласовать с работодателем гибкий • график — например, подстраивать его под важные семинары и экзамены, а отраба- тывать пропущенные часы удаленно или в выходные; просить помощи у одногруппников — разо- • браться в теме, поделиться конспектами, держать в курсе важных новостей; налаживать отношения с преподавателями • — пусть даже вы ходите не на все пары, но всегда — подготовленным. Совет: если о помощи просят вас, идите на- встречу — но не в ущерб собственным приори- тетам. Соблюдайте баланс между благодар- ностью окружающим и своими целями. Источник prosto.rabota.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=