РДВ - Ярославль
5 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. прием объявлений 670-607 Работа для вас №63 (2274), 28 августа 2025, четверг 9 ситуаций, когда на работе нужно промолчать Разбираем, в каких случаях слова принесут вред, а тишина — пользу Мы привыкли верить в силу голоса, право на собственное мнение и открытый диалог. В школе и вузе нас учат отстаивать позиции и делиться идеями, дома мы на примере близких учимся спорить — и в этой суете забываем, что иногда самым громким ответом становится молчание. Елена Тимофеева Так, в деловом мире, где каждый шаг про- считан и каждое слово имеет вес, умение промолчать становится не признаком сла- бости, а искусством, которое может спасти сделку, сохранить репутацию и удержать на плаву карьеру. КОГДА НУЖНО ПРОМОЛЧАТЬ? Перечислим ситуации на работе, когда не- обдуманное или несвоевременное выска- зывание неизбежно принесет вред — вам, делу, отношениям. Эмоции зашкаливают • Начальник кричит на сотрудников отде- ла, один из них кричит в ответ, другая уже рыдает, остальные покрываются нервны- ми красными пятнами… Когда эмоции слишком сильны, люди не услышат даже самые разумные ваши слова. Не сотря- сайте воздух: поберегите силы для того момента, когда все успокоятся и будут готовы снова стать профессионалами. Вы сами в ярости • По закону подлости (или Мёрфи) грубые слова, которые вы произнесете в состо- янии аффекта, все окружающие услышат и запомнят — в отличие от «экологич- ных» попыток всех помирить в предыду- щем пункте. Не дарите конкурентам в карьерной гонке приятных воспомина- ний и аргументов, которые намекнут на вашу «неуживчивость», «незрелость» и прочие «непрофессиональности». При вас обсуждают конфиденциаль- • ную информацию Коммерческие секреты; «незаслужен- ные» зарплаты коллег; стратегические планы компании; любовницы ВИП- клиентов; будущий уход ключевого сотрудника, о котором он проболтался случайно и теперь всем своим видом выражает сожаление… Лучше никак это не комментировать, тактично перевести беседу в другое русло и — что немало- важно — позднее не пересказывать услышанное. Окружающие начинают сплетничать • Ладно если просто перемывают кому- то из коллег косточки и не спрашивают ваше авторитетное мнение. Даже если спросят — всегда можно вежливо укло- ниться «по незнанию деталей» или оста- новить сплетни, сказав: «Я не обсуждаю на работе подробности чужой личной жизни или характера». Хуже, когда вас провоцируют на наруше- ние этики. Например, просят «неформаль- но, но экспертно» оценить коллегу или дать «честный прогноз» перспективам проекта. Оставайтесь в профессиональном и этич- ном поле — это сохранит вашу репутацию, нервы и самоуважение. Начальник озвучил решение, которое • нельзя изменить Обсуждение состоялось не при вас. Или при вас — но ваши аргументы проигра- ли. Споры после финальной точки бес- смысленны, и руководитель воспримет их как попытку подорвать его авторитет. Вы находитесь на любых разбира- • тельствах в присутствии юристов Любое неосторожное слово может быть использовано против вас, ваших коллег, начальника, компании. Если не спраши- вают прямо и о том, что касается непо- средственно вашей работы, — молчите. Вы свидетель нарушения или подозре- • ваете о нем, но еще не собрали факты Обвиняя без доказательств, вы рискуе- те навредить своей репутации, карьере или кошельку (человек может подать в суд за клевету). И даже имея на руках доказательства злоупотреблений, харрасмента или нарушения профессио- нальной этики, воздержитесь от жела- ния поделиться ими с миром. Тщательно выбирайте слушателя, когда решите заговорить. Руководство ведет «охоту на ведьм», • но проблему это не решит Когда чья-то ошибка привела к плохим последствиям, сложно удержаться от «справедливого» поиска виноватых — это укрепит дисциплину и мотивацию. Если же ошибка системная, связанная с неотлаженными процессами, неумест- ной экономией денег и времени, нехват- кой знаний или навыков у всей коман- ды, — штраф ни к чему не приведет. Любое ваше высказывание в этой ситуа- ции может нанести вред. Если признаете свою вину — это сочтут слабостью; попы- таетесь обвинить других — вас назовут злопамятным и неспособным работать в команде. Используйте голос, когда обсуж- дение перейдет в конструктив и прозвучат вопросы «Как нам исправить ситуацию?» и «Что мы можем сделать, чтобы это не по- вторилось?». Ваш ответ может привести к потере • работы— а у вас ипотека и нет фи- нансовой подушки Говорим как есть: отсутствие финан- совой подушки меняет правила игры. Возможно, вы в чем-то правы / не вино- ваты «окончательно и бесповоротно», а начальник — тиран/деспот/самодур, однако поставить человека на место не получится даже вежливо сформулиро- ванными аргументами. Подождите, пока начальник самоутвердит- ся, выпустит пар и наденет маску велико- душия. Молчание даст вам время сгруп- пироваться — накопить деньги, освежить резюме и найти новую работу с адекват- ным руководителем. (Исключение: вас об- виняют в том, чего вы не совершали, — об этом в конце статьи.) КОГДА ЛУЧШЕ ПРОМОЛЧАТЬ? Перечислим некритичные ситуации: когда высказаться можно, но промолчать выгод- нее. Обсуждение не затрагивает вашу зону • компетентности и ответственности Если сказать по существу вам нечего и конкретного предложения у вас нет — лучше промолчать. Это укрепляет авто- ритет: к вашему мнению прислушаются, когда оно всё-таки прозвучит. Ситуация неясна, и у вас нет фактов • Поспешные выводы и преждевременные комментарии часто приводят к курьезам. Если не знаете наверняка — промолчите и подождите, когда туман рассеется. Если вы стали свидетелем конфликта в са- мом его разгаре — не спешите выбирать стороны, давать оценки и назначать вино- ватых. Доброжелательное, неосуждающее молчание станет вашей страховкой от но- вых врагов. Ваше мнение прямо не спрашивают • Если два руководителя на совещании спорят насчет стратегии — молчите, пока они не обратятся ко всем. За на- рушение иерархии не штрафуют, но в «черный список» вы попадете. Если коллеги обсуждают рабочий процесс, в котором вы не участвуете (или уже не уча- ствуете), — поставьте под сомнение вну- треннюю уверенность, что «знаете лучше». Когда у спорщиков закончатся аргументы или идеи, настанет ваш звездный час. КОГДА КОЛЛЕГА ДЕЛИТСЯ УСПЕХОМ, А ВЫ ВИДИТЕ ИЗЪЯНЫ Удержаться от критики в момент, когда слова готовы слететь с языка, непросто. И всё-таки позвольте коллеге получить заслу- женное признание и одобрение, рассказать пару сочных историй о том, как «всё почти провалилось». На недостатки укажете поз- же — наедине и тогда, когда их уже совер- шенно необходимо исправить. Вы не уверены, что вас услышат • Допустим, команда обсуждает приори- тетный проект, а вы вспомнили что-то важное про текущие задачи. Ваши сло- ва, скорее всего, улетят в пустоту, вы же вызовете раздражение и заработаете репутацию офисного балабола. Вы устали или раздражены • В такие моменты чересчур велик риск произнести лишнее, использовать непрофессиональные формулировки, ошибиться в цифрах или фактах, без малейшего повода воспринять собесед- ника как противника. Коллеги затрагивают чувствитель- • ные темы Всё, что в интернете способно вызвать бойню под постом или видео, в офисе становится источником напряжения и со временем мешает комфортной работе. Классика жанра: религия, политика, при- вивки, грудное вскармливание, нацио- нальный вопрос, однополые отношения, межкультурные различия. Если про- молчите — сэкономите нервы. Если же вспомните о горящей задаче и отправи- тесь ее выполнять — еще и отношения сохраните. Очень хочется сказать: «Это же оче- • видно» или «А я говорил!» Снисходительность и пассивная агрессия вредят любой коммуникации, включая рабочую. Сделайте вдох, кивните и сразу переходите к брейншторму, обсуждению проблемы или уточнению деталей. Вас хвалят «с подтекстом» • «Ты так круто провалила проект, что теперь мы все на тебя работаем. Будет возможность отточить менеджерские ка- чества» или «Вот молодец, почти вовре- мя на планерку пришел!» Если не умеете весело шутить под давлением — улыбни- тесь, поднимите брови и выразительно промолчите. Агрессору станет неудобно, а коллеги оценят вашу способность из- бегать ненужных конфликтов. КОГДА МОЛЧАТЬ НЕЛЬЗЯ? Вы замечаете нарушение закона или • этики. Вы видите угрозу здоровью или безопас- • ности людей. Вас прямо спрашивают о фактах, кото- • рые знаете только вы. Ошибка повлечет серьезные послед- • ствия для команды или проекта, а ваше вмешательство ее предотвратит. Молчание будет воспринято как согла- • сие с заведомо неправильным решени- ем или неэтичным поведением. Важно озвучить границы допустимого • отношения к себе. Вас обвиняют в том, чего вы не делали. • Вы совершили серьезную ошибку • (молчание воспримут как отказ брать на себя ответственность). Источник prosto.rabota.ru актуально Газета «Работа для вас. Ярославль», электронное СМИ, язык русский издатель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье) Генеральный директор А.Н. Бекренева адрес издателя: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 адрес редакции: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607, e-mail: rdvyar76@yandex.ru размещение объявлений в регионах: (4852) 670-607 Региональные выпуски газеты выходят в следующих городах России: Балаково, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Казань, Калуга, Киров, Краснодар, Ли- пецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Омск, Оренбург, Пермь, Сама- ра, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Чебокса- ры, Ярославль. За содержание и стиль рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Перепечатка опубликованных в газете материалов допускается только по согласованию с редакцией. Публикации, обозначенные символом (р), публикуются на правах рекламы. ГАЗЕТА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ. учредитель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье), 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607 Подписано в печать: 27.08.2025, по графику в 16.00, фактически в 16.00. Дата выхода в свет 28.08.2025. редакция: главный редактор А.Н. Бекренева выпускающий редактор И.А. Морозова реклама: И.А. Морозова Н.Ю. Красильникова верстка А.С. Сергеев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=