РДВ - Ярославль
6 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №33 (2244), 12 мая 2025, понедельник актуально Газета «Работа для вас. Ярославль», электронное СМИ, язык русский издатель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье) Генеральный директор А.Н. Бекренева адрес издателя: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 адрес редакции: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607, e-mail: rabota@yaroslavl.ru размещение объявлений в регионах: (4852) 670-607 Региональные выпуски газеты выходят в следующих городах России: Балаково, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Казань, Калуга, Киров, Краснодар, Ли- пецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Омск, Оренбург, Пермь, Сама- ра, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Чебокса- ры, Ярославль. За содержание и стиль рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Перепечатка опубликованных в газете материалов допускается только по согласованию с редакцией. Публикации, обозначенные символом (р), публикуются на правах рекламы. ГАЗЕТА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ. учредитель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье), 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607 Подписано в печать: 07.05.2025, по графику в 16.00, фактически в 16.00. Дата выхода в свет 12.05.2025. редакция: главный редактор А.Н. Бекренева выпускающий редактор И.А. Морозова реклама: И.А. Морозова Н.Ю. Красильникова верстка А.С. Сергеев В любой компании есть свой рецепт успеха — и никому не хочется, чтобы о нем прозна- ли конкуренты. Поэтому часть информации становится коммерческой тайной, которую сотрудники не могут раскрывать. Разбираемся, что это такое, какие данные не могут со- ставлять коммерческую тайну и что будет, если разгласить секреты работодателя. Александра Смаракова КАК УЗНАТЬ, ЧТО СЧИТАЕТСЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНОЙ В ВАШЕЙ КОМПАНИИ? Чтобы информация, которую хотят за- секретить, стала коммерческой тайной, необходим особый режим ее защиты. Ра- ботодатель должен принять конкретные меры: решить, что нужно «скрыть», кто будет иметь к этой информации доступ и по каким регламентам ей в компании будут управлять. Что это означает для со- трудника: Вы должны знать регламенты Доступ к таким сведениям есть не у всех сотрудников. Но вне зависимости от того, есть он или нет, вас должны ознакомить под подпись с правилами компании в от- ношении коммерческой тайны. Обычно их указывают в следующих документах: Положение о коммерческой тайне. Это • общий регламент для всех сотрудников, который определяет, какие данные вклю- чены в коммерческую тайну и что будет, если их разгласить. Трудовой договор. Здесь может быть об- • щая формулировка в списке обязанно- стей — вроде «не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну». Должностная инструкция. Если у вас есть • доступ к секретным сведениям, в этом документе может быть подробно распи- сано, как с ними работать. NDA. Это отдельный документ о неразгла- • шении конфиденциальной информации, который иногда подписывают вместе с трудовым договором. Внимательно читайте эти документы: если они составлены грамотно, то будет понятно, что конкретно можно делать и чего нельзя. Например, некоторые рабо- тодатели решают, что коммерческая тайна действует в течение нескольких лет после увольнения сотрудника, а некоторые за- прещают использовать секреты своей фир- мы, чтобы открыть свой бизнес. Обратите внимание и нато, что именно считается разглашением информации. Есть кейсы, когда сотрудник отправлял документы компании на личную почту и работодатель решал, что он не соблю- дает режим коммерческой тайны. Суд в этой ситуации может согласиться как с работодателем, так и с сотрудником. На засекреченных документах должен быть специальный гриф Понять, что перед вами информация, ко- торую нельзя разглашать, проще всего по грифу «Коммерческая тайна». Работода- тель обязан размещать его на документах и других материальных носителях с засекре- ченными данными — это одна из мер, без которой режим коммерческой тайны не будет действовать. Если сотрудник разгласил информацию, на которой грифа не было, суд может встать на его сторону. Если возникают вопросы — уточняйте Может быть так, что в трудовом договоре или NDA есть пункты про коммерческую тайну, но что за ними скрывается — непо- нятно. В этом случае лучше уточнить всё у работодателя, поскольку иначе разглаше- нием тайны может оказаться что угодно. Если в компании нет четких инструкций насчет коммерческой тайны — возможно, работодатель включил эти пункты в тру- довой договор или внутренние документы просто для галочки. Но полагаться на это и делиться секретами с конкурентами не сто- ит: у разглашения коммерческой тайны не слишкомприятные последствия, а судебная практика по этому вопросу неоднозначна. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ РАЗГЛАСИТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ? Во-первых, за это могут уволить. ТК счи- тает разглашение коммерческой тайны и другой охраняемой законом информации основанием для увольнения по инициати- ве работодателя. Важен только сам факт разглашения, даже если компания из-за этого не пострадала. Во-вторых, работодатель может подать в суд. Обычно это делают, когда из-за нару- шения режима коммерческой тайны ком- пания сталкивается с убытками и хочет компенсировать ущерб. Причем потери не всегда чисто финансовые: подать в суд мо- гут, например, если бывший сотрудник от- крыл свое дело и переманил клиентов. Наконец, за незаконный сбор и разглаше- ние коммерческой тайны предусмотрена и уголовная ответственность: за сбор сведений через похищение доку- • ментов, шантаж, обман, подкуп — штраф до 500 тысяч рублей или годовой зар- платы / исправительные работы до года / принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет; за незаконное разглашение или исполь- • зование коммерческой тайны — штраф до 1 млн рублей или в размере дохода за два года / исправительные работы на срок до двух лет / принудительные рабо- ты или лишение свободы на срок до че- тырех лет. Если вас уволили из-за разглашения ком- мерческой тайны или вы столкнулись с дру- гими последствиями, выход — обратиться в суд. Что может стать аргументом в вашу пользу: работодатель не ознакомил вас с регла- • ментами; на сведениях не было грифа «Коммерче- • ская тайна» или чего-то похожего; вы не подписывали NDA; • в трудовом договоре и должностных ин- • струкциях не было пункта про коммерче- скую тайну; из-за разглашения сведений компании • не был нанесен ущерб; нет доказательств, что засекреченная • информация дошла до третьих лиц. Источник prosto.rabota.ru Коммерческая тайна: что это и как ее защищают И что грозит сотруднику за разглашение? ЧТО ТАКОЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА? Это сведения о том, что позволяет компа- нии зарабатывать, завоевывать рынок или получать другую выгоду. Какую именно ин- формацию считать коммерческой тайной, решает ее обладатель — тот, кто владеет ей на законном основании. Обычно это соб- ственник или руководитель бизнеса. Все правила, связанные с коммерческой тайной, регулирует закон № 93-ФЗ. В нем указано, какую информацию можно засе- кретить — это: производственные, технические, эко- • номические, организационные и другие сведения (в том числе об интеллектуаль- ной собственности); информация о ведении профессиональ- • ной деятельности. Все эти сведения должны иметь коммер- ческую ценность в силу того, что вне ком- пании о них не знают. Работодатель может засекретить практически что угодно: ры- ночные стратегии и показатели, бизнес- модель, уникальные разработки и техноло- гии. Например, у производителя газировки коммерческой тайной может быть рецепт напитка, а у стартапа — планы выхода на рынок. Конкурентам коммерческую тайну не раскрывают, а вот госорганы имеют право безвозмездно запросить такие данные и обязуются их не разглашать. Если компания откажется предоста- вить информацию, запрос могут пере- дать в суд. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА VS КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ На первый взгляд кажется, что это одно и то же: данные, которые нельзя разглашать. Но разница есть. Конфиденциальную информацию нель- зя раскрывать третьим лицам без согласия владельца. К ней относятся, например, персональные данные и служебная тайна. Такие сведения могут быть не связаны с бизнесом, но важны по другим причинам: допустим, человек скрывает свои паспорт- ные данные, чтобы защититься от мошен- ников. Коммерческая тайна — это только та часть конфиденциальных сведений, кото- рая важна для рыночной деятельности. В документах компании должно быть пропи- сано, что именно относится к таким сведе- ниям и как с ними работать. КАКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ? Засекретить можно многое, но не всё. Ре- жим коммерческой тайны запрещен для информации: из учредительных документов и лицензий • на осуществление предпринимательской деятельности, из госреестров; об имуществе госучреждений и исполь- • зовании бюджетных средств; о том, что может повлиять на жизнь и • здоровье окружающих, — например, о радиационной обстановке или безопас- ности продуктов питания; о численности штата, системе оплаты тру- • да и других кадровых вопросах; о нарушении законов (в том числе о за- • держке выплат сотрудникам) и ответ- ственности за эти нарушения; об условиях конкурсов и аукционов по • приватизации госсобственности; о доходах и имуществе некоммерческих • организаций; о тех, кто может действовать без дове- • ренности от лица компании; о состоянии окружающей среды. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=