РДВ - Ярославль
7 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. прием объявлений 670-607 Работа для вас №09 (2220), 10 февраля 2025, понедельник актуально Конфликты и абьюз на работе Алгоритмы снижения напряженности Конфликты на работе — явление, с которым сталкиваются практически все. Не раз- решенные вовремя конфликты легко перерастают в абьюз, что негативно сказывается и на сотрудниках, и на процессах. Рассмотрим, как возникают конфликты на работе, какие типы конфликтов встречаются чаще всего и что делать в таких ситуациях. И подробно разберем: как грамотно разговаривать с начальником, если он не прав; как вести себя с неприятным коллегой; какие шаги помогут эффективно разрешать дело- вые споры с клиентами. Михаил Иванов ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ КОНФЛИКТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ? Конфликты в коллективе можно разделить на группы в зависимости от причины, их вызвавшей. Ресурсные конфликты — возникают из- 1. за ограниченности ресурсов: времени, оборудования, внимания руководства, бюджета. Ролевые конфликты — возникают из-за 2. нечеткого распределения обязанностей и ответственности. Коммуникативные конфликты — воз- 3. никают из-за недостатка или неверной интерпретации информации. Личностные конфликты — возникают 4. из-за различий в личных качествах, вос- приятии, ценностях людей. Если конфликт приобретет деструктивные черты, он может сильно повлиять на со- стояние участников и развиться в абьюз. На работе абьюз обычно выражается в си- стематическом психоэмоциональном дав- лении, намеренном использовании власти и проявляется в виде издевательств, мани- пуляций, шантажа, угроз со стороны коллег или руководства. Далее мы опишем типы конфликтов и да- дим инструкции, как предотвратить усугу- бление конфликтной ситуации и, соответ- ственно, предупредить абьюз. КОНФЛИКТ С НАЧАЛЬНИКОМ Это одна из самых сложных ситуаций, с ко- торой может столкнуться сотрудник. Осно- вания бывают разные: неправомерные требования, несправедливые решения, неспособность начальника признать свои ошибки, давление в условиях дефицита ре- сурсов. Есть несколько типов конфликтов с руководством: Конфликт авторитета — когда сотруд- 1. ник или начальник стремится утвердить свою власть и влияние. Конфликт ожиданий — когда задачи и 2. цели, поставленные начальником, рас- ходятся с возможностями сотрудника. Эмоциональный конфликт — когда на- 3. чальник использует агрессивную мане- ру общения и это вызывает у сотрудника стресс. КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С НАЧАЛЬНИКОМ, ЕСЛИ ОН НЕ ПРАВ? Важно помнить, что начальник — это тоже человек, который может ошибаться. Одна- ко нужно правильно подходить к разговору и быть уверенным в своей позиции. Проанализируйте ситуацию. 1. Прежде чем инициировать разговор, разбери- тесь: действительно ли начальник не прав, или это ваше восприятие? Возмож- но, есть факты или контекст, которых вы не знаете. Сохраняйте спокойствие и подготовь- 2. тесь. Подберите аргументы, основанные на фактах, а не на эмоциях. Хорошо под- готовленные доводы помогут вам четче объяснить свою позицию. Выберите время и место. 3. Разговоры о проблемах лучше вести в личной беседе, а не публично. Найдите подходящий мо- мент — когда начальник не занят сроч- ными делами. Будьте тактичны. 4. Начинайте беседу с уважения позиции начальника, вы- ражайте свои мысли в мягкой форме. Например: «Я хотел бы обсудить с вами текущие задачи — кажется, есть некото- рые нюансы, которые могут улучшить результаты». КОНФЛИКТ С КОЛЛЕКТИВОМ Конфликты с коллективом варьируются по степени интенсивности — от легких недоразумений между двумя людьми до серьезных разногласий, влияющих на всю команду. Конфликты с коллегами бывают следующие: Конфликт продуктивности — сотруд- 1. ники используют разные подходы к вы- полнению задачи, что приводит к раз- ногласиям. Конфликт статуса—одиниз сотрудников 2. претендует на лидерство или, наоборот, чувствует себя ущемленным в правах. Личностные конфликты — вызваны несо- 3. впадением характеров, различиями в тем- пераменте или личных предпочтениях. КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА РАБОТЕ С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ВАМ НЕПРИЯТЕН? Если вы оказались в ситуации, когда кол- лега вам стал неприятен, — это не повод избегать его или демонстрировать свои не- гативные чувства. Есть разные подходы для минимизации трений: Оставайтесь профессионалом. 1. Глав- ное — сохранить рабочую атмосферу и не позволить эмоциям влиять на выпол- нение задач. Сделайте общение открытым. 2. Порой конфликты возникают из-за недоразу- мения или недопонимания, поэтому по- пробуйте спокойно обсудить разногла- сия с человеком наедине. Сохраняйте эмоциональную дистан- 3. цию. Если конфликт неизбежен, по- старайтесь ограничить личные взаимо- действия и сосредоточьтесь на рабочих моментах. КОНФЛИКТ С КЛИЕНТОМ Конфликты с клиентами — распространен- ная проблема для компаний, особенно в сфере обслуживания: люди могут быть не- довольны качеством продукта, услугами, сроками выполнения работы. Есть следую- щие типы конфликтов: Конфликт ожиданий — человек изна- 1. чально готовится к большему, чем мо- жет предоставить компания. Конфликт непонимания — например, 2. компания не предоставила полного опи- сания услуги/продукта или клиент не выяснил условия сотрудничества / осо- бенности продукта. Эмоциональный конфликт — когда ра- 3. зочарованный клиент проявляет агрес- сию. КАК СЕБЯ ВЕСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ С КЛИЕНТОМ? Выслушайте человека. 1. Важно дать кли- енту возможность высказаться полно- стью — поэтому слушайте внимательно и не перебивайте. Проявите эмпатию. 2. Постарайтесь по- нять чувства клиента и покажите, что осознаете его проблему. Предложите решение. 3. Человеку важ- но услышать не только извинения, но и конкретные шаги по устранению про- блемы. КАК РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ НА РАБОТЕ? Алгоритмы разрешения конфликтов разли- чаются в зависимости от того, с кем возни- кает проблема — с начальником, коллегой или клиентом. Представим общую схему для каждой ситуации. АЛГОРИТМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА С НАЧАЛЬНИКОМ Идентификация проблемы. 1. Четко определите, в чем заключается суть кон- фликта. Возможно, он связан просто с разными ожиданиями по выполнению задачи или недопониманием. Подготовка аргументов. 2. Перед раз- говором соберите факты, которые под- тверждают вашу точку зрения. Избегай- те эмоциональных высказываний. Спокойный диалог. 3. Начинайте беседу с выражения уважения к мнению началь- ника, а затем переходите к изложению своей позиции. Поиск компромисса. 4. Постарайтесь предложить решение, которое устроит обе стороны. АЛГОРИТМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА С КОЛЛЕГОЙ Обсуждение проблемы. 1. Прежде чем конфликт разрастется, постарайтесь об- судить его с коллегой в частной беседе. Возможно, проблема не столь серьезна, какой кажется. Выслушайте коллегу. 2. Позвольте ему высказать свою точку зрения, даже если вы с ним не согласны. Это поможет снять напряжение и облегчит поиск решения. Предложите компромисс. 3. Найдите точки соприкосновения и подберите ва- риант, который будет удовлетворять обе стороны. Если конфликт продолжает разго- 4. раться — обратитесь к руководству или HR-отделу для посредничества. АЛГОРИТМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА С КЛИЕНТОМ Активное слушание. 1. Дайте человеку возможность полностью высказать свои претензии. Не перебивайте его и не оправдывайтесь. Эмпатия и признание ошибки. 2. Пока- жите человеку, что понимаете его недо- вольство, даже если вы не согласны с его точкой зрения. Предложение решения. 3. Найдите спо- соб устранить проблему или подберите альтернативные варианты поддержки для человека. Закрепление результатов. 4. После разре- шения конфликта обязательно подведи- те итог: убедитесь, что человек доволен решением. Конфликты и абьюз на работе — явления сложные, но преодолимые. Грамотное управление конфликтами улучшает рабо- чие процессы, повышает качество общения в команде и укрепляет доверие между со- трудниками и руководством. Важно помнить, что каждый конфликт уникален и его разрешение требует инди- видуального подхода. Источник prosto.rabota.ru Газета «Работа для вас. Ярославль», электронное СМИ, язык русский издатель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье) Генеральный директор А.Н. Бекренева адрес издателя: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 адрес редакции: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607, e-mail: rabota@yaroslavl.ru размещение объявлений в регионах: (4852) 670-607 Региональные выпуски газеты выходят в следующих городах России: Балаково, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Казань, Калуга, Киров, Краснодар, Ли- пецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Омск, Оренбург, Пермь, Сама- ра, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Чебокса- ры, Ярославль. За содержание и стиль рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Перепечатка опубликованных в газете материалов допускается только по согласованию с редакцией. Публикации, обозначенные символом (р), публикуются на правах рекламы. ГАЗЕТА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ. учредитель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье), 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607 Подписано в печать: 07.02.2025, по графику в 16.00, фактически в 16.00. Дата выхода в свет 10.02.2025. редакция: главный редактор А.Н. Бекренева выпускающий редактор И.А. Морозова реклама: И.А. Морозова Н.Ю. Красильникова верстка А.С. Сергеев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=