РДВ - Ярославль
7 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. прием объявлений 670-607 Работа для вас №07 (2218), 3 февраля 2025, понедельник актуально Как поднять свою профессиональную самооценку 10 проверенных способов Если вы считаете себя недоспециалистом и «никаким не экспертом» даже после пяти лет работы, двух повышений и многократных похлопываний по плечу от руководите- лей разного уровня — профессиональную самооценку пора чинить. Рассказываем, как поднять уверенность в себе: одни варианты потребуют значительных усилий, другие позволят чувствовать себя комфортнее на работе без нервов, спешки и надрыва. Елена Тимофеева ЗАПИСЫВАЙТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ Заведите блокнот, создайте табличку на ком- пьютере или прикрепленную заметку на теле- фоне. Пообещайте себе, что ваши записи ни- кто не увидит, а дальше осмелейте настолько, чтобы вносить в них буквально всё: дослов- ную похвалу от руководителя, комплимент от коллеги, положительный отзыв от клиента, красивые цифры о ваших успехах из квар- тального отчета. Сложность по шкале от 1 до 10: 1 Есть риск, что: а) записывать нечего; б) записывать есть что, но вы этого не будете замечать. ВЫГЛЯДИТЕ НА ТУ САМООЦЕНКУ, КОТОРУЮ ХОТИТЕ ИМЕТЬ На английском это звучит точно и коротко: dress for success. Обновите гардероб и накопи- те на более качественные и престижные гад- жеты (особенно если они нужны в работе). Кроме того, работайте с позой, жестами, языком тела и выражением лица. Ванесса ван Эдвардс в книге «Наука общения» приводит исследования, которые подтверждают: так называемая «поза силы» действительно ра- ботает; улыбка придает уверенности; важно даже то, как вы произносите слова и фразы. Сложность по шкале от 1 до 10: 2 Есть риск, что вы начнете уделять слишком много сил, времени и денег имитации «успеш- ного успеха», вместо того чтобы использовать временный эффект от этого способа во благо карьере. ПРОВЕДИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ «ОЦЕНКУ 360» Методом «оценка 360» активно пользуются эйчары, но исключительных прав на него у них нет. Суть в том, что вы составляете три- пять вопросов, ответы на которые помогут вам взглянуть на себя как на профессионала со стороны. Затем просите троих-пятерых ав- торитетных в ваших глазах коллег и руково- дителей дать на них письменные ответы (не обязательно длинные, но исчерпывающие). С учетом того что — согласно методике — хотя бы один вопрос должен касаться ваших достоинств, вы гарантированно получите три-пять лестных ответов и повысите самоо- ценку. Сложность по шкале от 1 до 10: 3 Есть риск, что: а) вы узнаете о себе много нового — и не факт, что лестного и приятного; б) вы обнаружите, что окружающие замечают ваши недостатки, поэтому не ожидают от вас многого; в) вы не сумеете использовать полученную информацию во благо, ради внутреннего и ка- рьерного роста, — лишь пополните копилку «я пробовал(-а)». ЧАЩЕ БЕРИТЕ В РАБОТУ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ У ВАС ХОРОШО ПОЛУЧАЮТСЯ Создавайте для себя «ситуации успеха», бес- конечный цикл: поставил(-а) цель — делал(-а), работал(-а), преодолевал(-а) препятствия, пусть неболь- шие и несложные, — достиг(-ла). С каждой маленькой победой уверенность в себе будет возрастать, и однажды вы замах- нетесь на задачу со звездочкой. Нередко то, что у вас хорошо получается, кто-то из ваших коллег называет сложным делом, а руководи- тель считает одной из стратегических целей — и вот уже победа совсем не маленькая. Сложность по шкале от 1 до 10: 4 Есть риск, что: а) вы заскучаете; б) вы станете не просто уверенным в себе про- фессионалом, но самоуверенным и высоко- мерным псевдоэкспертом; в) вам перестанут поручать новое и перспек- тивное, что может подарить знания, знаком- ства и продвижение по службе. ПОВЫШАЙТЕ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАБОТЫ Почти невозможно разграничить уверен- ность в себе на работе и за ее пределами (да и не стоит). Развиваясь как личность, повышая самооценку любыми доступными способами, вы и в рабочем контексте вскоре почувствуе- те себя способными свернуть горы. Помогут спорт, хобби, творчество, даже пикап и веде- ние блога. Кроме того, приобретайте полезные при- вычки: чем чаще в вашем активе будут по- являться новые — тем проще будет поверить, что сложные задачи вам по плечу. Сложность по шкале от 1 до 10: 5 Рисков — ноль. Способ с гарантией. Главное — не бросайте попытки, пробуйте новые за- нятия и получайте удовольствие от процесса, а не только от результатов. ПРОЙДИТЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Определите твердый или мягкий навык, ко- торый у вас проседает. Найдите тренера или обучение, которые вызывают у вас доверие. Выкладывайтесь полностью, не пренебрегай- те участием в чатах и обсуждениях, нетвор- кингом и выполнением домашних заданий. Получите сертификат с хорошими оценками или высоким процентом успешно пройден- ных тестирований. Сложность по шкале от 1 до 10: 6 Есть риск, что: а) вы не завершите обучение — и ваша самоо- ценка вновь пострадает; б) вы не найдете возможностей применить по- лученные знаний и навыки (так часто бывает) — и со временем самооценка вернется на ис- ходный уровень. ОТКЛИКАЙТЕСЬ НА ИНТЕРЕСНЫЕ ВАКАНСИИ Пусть прямо сейчас новая работа вам не нуж- на — откликайтесь из любопытства или спор- тивного интереса. Если в целом вы делаете свою работу хорошо, то вам регулярно будут приходить приглашения на собеседования или предложения выполнить тестовое задание. Ходите на «тренировочные» собеседования, выполняйте в свободное время тестовые зада- ния, бросайте вызов своим знаниям, навыкам, креативности. Востребованность на рынке труда — отличное доказательство профессио- нализма, которое укрепит вашу самооценку. Сложность по шкале от 1 до 10: 7 Есть риск, что: а) ситуация на рынке труда сложится неблаго- приятно даже для настоящих соискателей — тогда на собеседования звать не будут (мало вакансий, высокая конкуренция); б) вы обнаружите, что вам недостает востре- бованных навыков, и их придется срочно вос- полнять; в) вы влюбитесь в вакансию, вам предложат работу — и станет некогда думать про самоо- ценку на фоне хлопот с отработкой, увольне- нием, оформлением, испытательным сроком и адаптацией. ПОПРОСИТЕ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ У РУКОВОДИТЕЛЯ Заранее согласуйте время и дату разговора, подготовьте вопросы, на которые сложно от- ветить формально, убедитесь, что начальник в хорошемнастроении,—и спрашивайте. Ему точно виднее, за что вас можно похвалить, а какие профессиональные компетенции пока проседают. Сложность по шкале от 1 до 10: 8 Есть риск, что: а) ожидаемой похвалы вы не получите, б) начальник не умеет давать грамотную об- ратную связь. БЕРИТЕСЬ ЗА СЛОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ВАС ПУГАЮТ Не просто беритесь — вытягивайте! Не до- пускайте мысли, что не получится. Просто делайте без оглядки на внутреннего критика и внешних недоброжелателей. Ответы на во- просы часто приходят тогда, когда нужны, а сложность и объем задач многим свойствен- но преувеличивать. Сложность по шкале от 1 до 10: 9 Есть риск, что: а) не справитесь — и это деморализует вас еще сильнее; б) вас начнут недолюбливать менее инициа- тивные (и столь же неуверенные в себе) кол- леги. ВЫСТУПАЙТЕ НА ПРОФИЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ Ничто так не повышает самооценку, как шум в ушах от страха, вопросы слушателей, на ко- торые вы знаете ответы, — и заслуженные аплодисменты. Подойдет любое собрание людей, которые разбираются в вашей работе или интересуются ею: конференции, откры- тые столы, митапы. Если пока не приглашают выступать для «чужих» — делитесь знаниями со «своими», например на совещаниях и планерках. Прав- да, выступать перед публикой надо уметь: по- требуется время, чтобы научиться справлять- ся со страхом сцены. Кроме того, пишите полезные статьи в про- фильные издания и экспертные посты в кор- поративный блог. Сложность по шкале от 1 до 10: 10 Есть риск, что: а) вам пока нечем поделиться; б) вас не будут звать в качестве спикера; в) выступления получатся настолько плохими, что аплодисменты будут скорее утешительны- ми. Еще полезные способы, которые помогают справиться с профессиональной неуверенно- стью и поднять самооценку: попробуйте в качестве эксперимента ве- • сти себя в течение ограниченного времени (день/неделя/месяц) так, словно вы уве- ренный профессионал, и затем оцените результаты; пообщайтесь с карьерным консультантом • — он заметит и опишет ваши профессио- нальные достижения и сильные стороны; посетите психотерапевта — он поможет • справиться с детскими травмами и обесце- ниванием; ловите себя на когнитивных искажениях — • сверхобобщении («У меня никогда ничего не получается»), преувеличении («Подругу повысили, а я третий год на одном месте — эта работа точно не мое»), позиции «всё или ничего» («Я не могу сделать крутую пре- зентацию — я неудачник»), поспешных вы- водах («Начальник зовет поговорить — ну всё, сейчас уволит»); перестаньте сравнивать себя с коллегами и • якобы более успешными друзьями; держитесь подальше от тех, кто критикует • вас неконструктивно. *** Вместо вывода расскажем о недавнем мас- штабном исследовании . Действительно мас- штабном: ученые из Швейцарии провели метаанализ 30 тематических исследований, в которых суммарно участвовали 53 тысячи че- ловек в возрасте от 17 до 64 лет, работающих в разных отраслях, профессиях и странах. Ученых интересовали два вопроса: как са- мооценка влияет на карьеру и удовлетворен- ность от работы и как карьера и удовлетво- ренность от работы влияют на самооценку. Результаты получились такими: Высокая самооценка в среднем в 80% слу- • чаев увеличивает вероятность успешной карьеры. Успехи в работе в среднем в 40% случаев • повышают самооценку. Выходит, ситуация может развиваться по спи- рали: Вы добиваетесь положительных резуль- татов в работе –> благодаря этому рас- тет ваша уверенность в себе –> вы доби- ваетесь еще б ó льших успехов в работе –> и далее. Источник prosto.rabota.ru Газета «Работа для вас. Ярославль», электронное СМИ, язык русский издатель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье) Генеральный директор А.Н. Бекренева адрес издателя: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 адрес редакции: 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607, e-mail: rabota@yaroslavl.ru размещение объявлений в регионах: (4852) 670-607 Региональные выпуски газеты выходят в следующих городах России: Балаково, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Казань, Калуга, Киров, Краснодар, Ли- пецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Омск, Оренбург, Пермь, Сама- ра, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Чебокса- ры, Ярославль. За содержание и стиль рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Перепечатка опубликованных в газете материалов допускается только по согласованию с редакцией. Публикации, обозначенные символом (р), публикуются на правах рекламы. ГАЗЕТА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ. учредитель ООО «Работа для вас» (Верхневолжье), 150051, Ярославская область, г. Ярославль, ул. С.Орджоникидзе, д. 11, офис 61 Тел./факс (4852) 670-607 Подписано в печать: 31.01.2025, по графику в 16.00, фактически в 16.00. Дата выхода в свет 03.02.2025. редакция: главный редактор А.Н. Бекренева выпускающий редактор И.А. Морозова реклама: И.А. Морозова Н.Ю. Красильникова верстка А.С. Сергеев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=