РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №67 (2179), 5 сентября 2024, четверг актуально Как совмещать учебу и работу студенту на очном Без вреда для здоровья? Можно ли официально работать и учиться на очном? Можно — но это настолько слож- но, что справляются не все. Сидеть на двух стульях в принципе нелегко, какой бы благородной или амбициозной ни была цель. Разбираемся, как расставлять приоритеты, распределять силы, отсекать лишнее и успевать главное, если вы одновременно работаете и учитесь. Заодно порассуждаем, стоит ли вообще совмещать учебу с работой.. Елена Тимофеева СТОИТ ЛИ СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ И РАБОТУ? Согласно опросам Работы.ру, 67% россиян работали полный день или подрабатывали в период студенчества. При этом 74% работо- дателей заинтересованы в найме студентов — на фоне дефицита кадров их заинтересо- ванность растет, как и готовность обучать людей при нехватке опыта. В эпоху «до интернета» вопрос «Учиться или работать?» решался проще. Студенты- очники учились, тем более что многие вузы строго контролировали посещаемость и бес- пощадно отчисляли за прогулы или несдан- ные зачеты и экзамены. Студенты-заочники и студенты-вечерники работали — так как у них на работу было достаточно времени. Сейчас работать без отрыва от учебы технически проще: можно дистанционно присутствовать на лекциях, а также удаленно трудиться прямо по время скуч- ной, бесполезной или ненужной — с точки зрения студента — пары. Появились и новые подходы к совмещению. Популярно мнение, что в бакалавриате (или на первых курсах специалитета) учиться легче — а потому можно параллельно рабо- тать. И наоборот: в некоторых сферах и про- фессиях сильна практическая составляющая и студенты, поступая в магистратуру, стре- мятся устроиться и на работу, чтобы сразу применять на практике полученные знания и навыки. АРГУМЕНТЫ ЗА Финансовая независимость от родителей; • дополнительный доход к пособию, пере- числяемому родителями; возможность помочь семье деньгами. Приобретение профессиональных навы- • ков и опыта — если удастся устроиться по специальности, — а также жизненного опыта и мягких навыков — если придет- ся пойти на компромисс ради удобного графика. Повышение шансов на удачное трудоу- • стройство после вуза благодаря приоб- ретенным профессиональным и мягким навыкам. Возможность применить полученные в • вузе теоретические знания на практике. Сведения и реальные проекты для на- • писания курсовых и дипломной работ, исследовательских, творческих работ — ради оценок или для участия в студенче- ских конкурсах и конференциях. Расширение круга общения и создание • полезных контактов в профессиональной сфере. Развитие психологической устойчивости • и адаптивности в условиях многозадач- ности. Возможность лучше понять, чего хочешь • от профессии, выбрать отрасль или спе- циализацию. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ Стресс и перегрузки, вредящие физиче- • скому и ментальному здоровью. Невозможность блестяще — на пятерки • или перевыполнение KPI — успевать и в учебе, и на работе. Риск выгореть, полностью потерять инте- • рес к учебе или работе. Вероятность, что учеба пострадает из-за • работы настолько сильно, что вас отчис- лят из вуза. Ограниченная возможность (а порой и ее • отсутствие) участвовать в студенческой жизни: мероприятиях, дополнительных курсах, поездках, конференциях. Нехватка времени на отдых, хобби, дру- • зей и личную жизнь. КАК СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ И РАБОТУ БЕЗ ВРЕДА? ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИОРИТЕТЫ И ПРАВИЛА «Приоритеты» — настолько абстрактное по- нятие, что многих оно ставит в тупик. Пред- лагаем задать себе вопросы и в зависимости от ответов сформулировать правила, кото- рых будете придерживаться при принятии решений касательно учебы или работы. Какие задачи для меня будут ключевы- • ми, системообразующими? Примеры: подготовка к экзамену; защита курсовой; выполнение важного рабочего проекта; сдача рабочей задачи с жестким дедлайном; исправление ошибок в курсовой, возвращенной на доработку; присутствие на лабораторной, которая не предполагает пересдачи; участие в презентации рабоче- го проекта, который вы готовили наравне с коллегами. Полезный инструмент — матрица Эй- • зенхауэра. Какая цель важнее — успешное оконча- ние вуза или получение опыта на работе? От чего в долгосрочной перспективе будет больше пользы? Речь о ваших долгосрочных планах. Сфор- мулируйте карьерные цели: если выбран- ная сфера требует глубоких академических знаний (например, медицина или наука) — фокус должен быть на учебе. Если же важен реальный опыт и навыки (например, в мар- кетинге или IT) — возможно, стоит уделить больше времени работе. Полезный инструмент — карьерный кон- сультант (в вузе), ментор (на работе). С какой регулярностью я буду пересма- • тривать свои приоритеты? Если планируете совмещать работу с уче- бой, обдумывайте приоритеты минимум раз в полгода-год. Бывает так, что приоритеты меняются под давлением обстоятельств: во время сессии на первый план выходит учеба, перед отчетным периодом или собранием акционеров — работа. Полезный инструмент — напоминалка по- рефлексировать и пересмотреть приорите- ты, заранее созданная в телефоне. ТЩАТЕЛЬНО ПЛАНИРУЙТЕ ВРЕМЯ Создавайте четкий график Выделите часы для учебы, работы и отдыха. Закладывайте в расписание время на дорогу, питание и личные дела. Используйте техники тайм-менеджмента Самые эффективные в условиях «хрони- ческого цейтнота» — Pomodoro (подходя- щий интервал вы выставляете сами) и time blocking. Составляйте ежедневные и недельные списки задач Ежедневные to-do-листы помогают сфоку- сироваться на главных задачах и радовать- ся прогрессу. Еженедельное планирование позволяет более равномерно распределить нагрузку. Используйте цифровые инструменты и приложения Можно настроить сбалансированную рабо- тающую систему в гугл-таблицах, докумен- тах, заметках, календаре. Или установить специальные приложения: календари с напоминаниями, «тудушки», трекеры при- вычек — они помогут визуализировать все планы и не забывать о важных задачах. Оптимизируйте рабочий и учебный про- • цесс Обязательно закладывайте интервалы для отдыха между интенсивной работой или сложными учебными заданиями. Объединяйте похожие задачи в блоки, чтобы свести к минимуму переключения. Забудьте о прокрастинации • Ничего не откладывайте на последний момент — даже если соблазн велик. На- чинайте писать курсовые на следующий день после того, как вам о них сообщили. К выполнению домашних заданий и вовсе можно приступать прямо на следующем за семинаром перерыве. Трезво оценивайте силы По возможности создавайте запас времени для крупных задач и проектов: во-первых, от сезонных простуд и обострения хрони- ческих болезней не застрахован никто; во- вторых, на нашу работоспособность влияет уровень энергии, который по разным при- чинам может колебаться. УЧИТЕСЬ ЭФФЕКТИВНО Используйте техники запоминания Вам пригодятся мнемонические приемы, метод ассоциативных связей, метод регуляр- ных повторений, а также навыки конспекти- рования и составления майнд-карт. Дробите учебный материал Разбивайте большие объемы информации на меньшие части, вплоть до минимальных, — и изучайте их поочередно. Плюс вы буде- те получать удовольствие от вычеркивания каждого пункта списка, что очень положи- тельно повлияет на процесс. Используйте методы проактивного обучения Применяйте метод Фейнмана — объяснение сложных концепций простыми словами, — чтобы лучше понять материал. Задавайте вопросы преподавателям. По возможности участвуйте в групповых обсуждениях и се- минарах: новое усваивается быстрее через взаимодействие с другими. Пользуйтесь цифровыми инструментами для учебы Чтобы лучше запоминать материал, созда- вайте карточки (с терминами, формулами, новыми словами) через специальные прило- жения и платформы. Смотрите видеолекции и вебинары, если они позволяют быстро и глубоко погрузиться в тему без штудирова- ния объемных учебников. Оптимизируйте подготовку к экзаменам Готовьтесь к экзаменам и зачетам еще во время учебы: конспектируйте темы и струк- турируйте информацию. Сосредоточьтесь на практических заданиях, которые позволяют достичь сразу трех важнейших целей: 1) раз- вить практические навыки, 2) лучше понять теоретическую базу, 3) выявить пробелы в знаниях. Сотрудничайте с одногруппниками Обменивайтесь конспектами, чтобы актив- нее усваивать материал, и разделяйте за- дания в учебных группах, чтобы выполнять их быстрее. Просите помощи с объяснением сложных тем у тех, кто хорошо в них разби- рается. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ ОБ УДОБНЫХ УСЛОВИЯХ НА РАБОТ Попросите работодателя о гибком графи- • ке, чтобы иметь возможность посещать важные лекции, семинары и сдавать экзамены. Предложите работать в выход- ные или удаленно. Рассмотрите уменьшение количества ра- • бочих часов (неполный рабочий день) или частичную занятость — хотя бы во время сессий или сдачи учебных проектов. Берите отпуск на период сессии, отгулы — • во время важных учебных мероприятий. Вежливо, но твердо отказывайтесь от • сверхурочных и дополнительных задач, а также тех, что не входят в ваши основные обязанности. Прямо сообщайте непосредственному • руководителю о трудностях (особенно если ваш приоритет — учеба). При этом старайтесь не жаловаться, а сразу пред- лагать пути решения. Фриланс может стать отличной аль- тернативой для студентов-очников. Та- кой формат работы позволяет самосто- ятельно управлять временем и выбирать проекты, что дает гибкость в распре- делении учебной и рабочей нагрузки. Вы сможете выполнять задания в удобное время, работать из любого места и более эффективно планировать свой график, чтобы избежать перегрузок. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ЛИШНЕГО Говорите нет задачам, которые не при- • носят реальной пользы: например, это может быть составление суперподробных конспектов, доведение до идеала не- значимых домашних заданий, участие в малозначимых рабочих совещаниях. Сведите к минимуму отвлекающие фак- • торы во время учебы или работы — это уведомления на смартфоне, «зависание» в соцсетях и скроллинг ленты, серфинг в интернете, проверка почты/мессендже- ров, бесцельные встречи с коллегами/ одногруппниками, разговоры на отвле- ченные темы, громкая фоновая музыка. Избавьтесь от синдрома отличника. • Пятерки в учебе и похвалы от начальни- ка — это прекрасно, но для достижения результата (диплом, зарплата) они не обязательны. Если у вас есть мечта получить красный диплом — сделать это будет в разы про- ще, если полностью сосредоточиться на учебе. ИЩИТЕ ПОДДЕРЖКУ У БЛИЗКИХ Обсудите с родителями, друзьями, супру- гами, партнерами свои учебные и рабочие цели: к чему вы стремитесь и почему для вас это важно. Попросите у них помощи с быто- выми делами. Устанавливайте границы и до- говаривайтесь о времени для общения. На- конец, не бойтесь и не стесняйтесь просить реальную помощь или психологическую поддержку в трудный момент. ПРОЯВЛЯЙТЕ ЗАБОТУ О СЕБЕ И СОХРАНЯЙТЕ БАЛАНС Тщательно построенные планы рухнут, если «сломается» их главный исполнитель — вы. Обязательно добавляйте в расписание пере- рывы на отдых, а в график — выходные (дни без работы) и «кислородные дни» (свобод- ные от всего). Высыпайтесь. Ложитесь спать и вставай- • те в одно и то же время. Больше двигайтесь. Если нет времени на • тренировки — делайте утреннюю зарядку, проходите лишнюю остановку пешком, танцуйте под любимую мелодию. Отдавайте предпочтение здоровой пище. • Хотя бы полчаса в неделю уделяйте своим • хобби. Используйте дыхательные упражнения, • техники релаксации и медитации для снижения стресса и повышения концен- трации. Регулярно анализируйте свое состояние, • корректируйте график, планы и нагрузку. Источник prosto.rabota.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=