РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №61 (2173), 15 августа 2024, четверг актуально Как избежать вакансий-призраков: советы по поиску реальной работы Учимся не попадать в ловушку ghost job listing’а и не тратить время напрасно Обидно, когда отправляешь тщательно обдуманный отклик на вакансию — а в ответ тишина. Не всегда причина в том, что вы не соответствуете требованиям. Иногда ва- кансия фиктивная, «призрачная», и остается, пожав плечами, двинуться дальше в поисках работы мечты. Разбираемся, как такие вакансии распознавать. Елена Тимофеева Вакансии-призраки, или ghost jobs (англ. ghost — ‘призрак’, job — ‘работа, долж- ность’), — это объявления, которые номи- нально висят в группах, каналах, на сайтах или досках для поиска работы и не предпо- лагают реального найма. Ghost job listing (англ. listing — ‘список, перечень’) — пере- чень вакансий-призраков. Откликаясь на такие вакансии, вы не только напрасно тратите время и отвле- каетесь от более реальных объявлений. Вы ставите себя в ситуацию безнадежного ожидания и рискуете навредить своей са- мооценке. ПОЧЕМУ РЕКРУТЕРЫ ЗАНИМАЮТСЯ GHOST JOB LISTING’ОМ? Сразу оговоримся, что речь не о мошенни- ках. На досках объявлений и в пабликах дей- ствительно могут появляться заведомо лож- ные объявления, создатели которых пресле- дуют банальную цель — выманить деньги у наивных или отчаявшихся соискателей. Вакансии-призраки обычно публикуют на- стоящие рекрутеры на зарплате, вот только нанимать никого изначально они не плани- ровали либо уже не планируют. ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЧИНЫ Вакансию закрыли, а удалить объявле- • ние поленились или не успели. У компании изменились приоритеты / • проект был заморожен — и про опубли- кованную вакансию просто забыли (или для репутации ее вредно удалять слиш- ком быстро, ведь это может вызвать неудобные вопросы). Рекрутеры уже собеседуют лучших кан- • дидатов и временно не рассматривают поступающие резюме. Компания по определенным причинам • (например, из-за корпоративных стан- дартов или капризов руководства) от- крыто публикует вакансию, но в команде есть достойные внутренние кандидаты, и предпочтение в любом случае отдадут им. Компания собирает резюме «на всякий • случай» или проверяет наличие на рынке определенных специалистов, оценива- ет, «примеряет на себя» их запросы и ожидания. Регулярная публикация вакансий соз- • дает видимость успешного, растущего бизнеса; кроме того, компания постоян- но находится на виду, становится более узнаваемой. Поэтому работодатели прибегают к ghost job listing’у. Публикуя и обновляя вакансии, компа- • ния «держит в тонусе» действующих со- трудников. Это не этично, но так бывает. Компания пытается умиротворить своих • сотрудников, которые возмущены пере- работками: мол, помощь на подходе, мы ищем, а вы пока держитесь там. КАК РАСПОЗНАТЬ ФИКТИВНУЮ ВАКАНСИЮ Перечислим восемь признаков. Чем боль- ше насчитаете — тем выше вероятность, что не стоит рассчитывать на трудоустрой- ство в эту компанию. 1. У ВАКАНСИИ ДАВНИЙ СРОК ПУБЛИКАЦИИ Большинство кандидатов присылают ре- зюме в первую неделю после публикации, еще пара недель уходит на их обработку и сортировку. В среднем спустя 30–45 дней рекрутеры снимают реальную вакансию с публикации. 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ О ВАКАНСИИ ВИСИТ ПОСТОЯННО ИЛИ ПОЯВЛЯЕТСЯ РЕГУЛЯРНО Бывает так, чтоине стремишься запоминать вакансию, но раз в два-три месяца видишь ее на популярных сайтах, причем ищут всег- да одного и того же специалиста. Возможно, компании не везет на людей: раз за разом устраивается кто-то «неподходящий». Воз- можно, руководители сами не знают, кого хотят нанять, — и неизбежно «промахива- ются». Или же вакансия фиктивная. 3. ВАКАНСИЯ ПОХОЖА НА НЕСКОЛЬКО ДРУГИХ В ЭТОЙ КОМПАНИИ Если название должности, требования и функционал почти не различаются, воз- можно, рекрутер просто «прочесывает» рынок труда ради какого-нибудь отчета для руководства. 4. НА ВАШЕ РЕЗЮМЕ НИКАК НЕ РЕАГИРУЮТ На большинстве сайтов по поиску рабо- ты у рекрутеров есть возможность одной кнопкой прислать отказ или сообщение о том, что ваш отклик рассматривают. Если это «призрак», то вам либо совсем ничего не ответят, либо напишут формальное «на рассмотрении» и перестанут отвечать на сообщения. 5. ЭТОЙ ВАКАНСИИ НЕТ НА САЙТЕ КОМПАНИИ Не у всех компаний на сайтах есть стра- ницы с вакансиями, но если есть — на них дублируются объявления, публикуемые на сайтах для поиска работы, в каналах и со- обществах. 6. ЭТОЙ ВАКАНСИИ НЕТ В СОЦСЕТЯХ Обычно нужного специалиста ищут по всем доступным каналам. О вакансии может на- писать на своей странице в соцсетях рекру- тер или руководитель компании, ее могут опубликовать в официальной группе. Если соцсети активные, живые и вы встречали в них другие вакансии, а эту не видите — сто- ит задуматься. 7. В ВАКАНСИИ ОЧЕНЬ РАСПЛЫВЧАТЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Обтекаемые, невнятные или «слишком ре- кламные» формулировки указывают либо на недостаточный профессионализм рекру- тера (что само по себе звоночек для соиска- теля), либо на то, что в реальности никого найти не хотят. Например, потому, что есть достойный внутренний кандидат. 8. У ВАС ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ СВЯЗАТЬСЯ С РЕКРУТЕРОМ Подозрительно и неудобно, если указан лишь один способ откликнуться на вакан- сию. Например, можно только отправить отклик в системе и отсутствуют другие способы связи: номер телефона рекрутера/ компании, электронная почта, контактные данные в мессенджерах. КАК НЕ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НАПРАСНО? ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА СРОК ПУБЛИКАЦИИ ВАКАНСИИ По возможности отправляйте отклик «по горячим следам» — в течение одной-двух недель после даты публикации. Это повы- сит вероятность, что вас заметят, ведь позд- ние или последние отклики порой просто не смотрят. Для удобства можно настроить подписку / уведомления о новых ваканси- ях либо пользоваться фильтром и выбирать самые свежие предложения. ПРОВЕРЯЙТЕ ВАКАНСИЮ НА САЙТЕ КОМПАНИИ И В СОЦСЕТЯХ Выясняйте, есть ли такая вакансия в прин- ципе и не закрыли ли ее. Если предусмотре- на такая опция, отправляйте отклик через сайт компании (и дублируйте на сайтах для поиска работы). Если вакансия вам действительно интересна, подпишитесь на страницы компании в соцсетях, на блоги ее первых лиц или рекрутеров — если те их активно ведут и пишут там не только о личном. ФИКСИРУЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДАТУ ОТКЛИКА Заведите файл-табличку на компьютере, заметку в телефоне или список в блокноте, куда вносите названия компаний, долж- ностей и даты откликов. Это позволит вам не тратить нервы на напрасное ожидание, когда прошли все разумные сроки ответа от рекрутера. Но учитывайте, что в круп- ных компаниях отклики кандидатов могут обрабатывать долго. ПРОВЕРЯЙТЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ВАКАНСИИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМЫХ Если удастся найти дальнего родственни- ка или однокурсника, который трудится в компании, опубликовавшей вакансию, — вы сорвете джекпот. СПРОСИТЕ ПРЯМО, АКТУАЛЬНА ЛИ ЕЩЕ ВАКАНСИЯ Порой достаточно написать сообщение или позвонить, чтобы развеять все сомнения. На прямой вопрос вы, скорее всего, полу- чите прямой ответ. Он выгоден вам даже в том случае, если окажется отрицательным, — ведь тогда можно свободно двигаться дальше. А если беседа с рекрутеромпройдет живо и приятно, вас могут рассмотреть на другую вакансию или забрать «в резерв». ОСОЗНАННО ОТПРАВЛЯЙТЕ ОТКЛИКИ «В ПУСТОТУ» Порой все признаки указывают на то, что перед вами вакансия-призрак, но это всё равно вакансия вашей мечты. Отправьте отклик! Есть сферы с высокой текучкой кадров — и вас могут заметить. Бывает, успешный кандидат пропадает на финаль- ном этапе собеседования и компания вы- нуждена искать нового финалиста. А в редких случаях рекрутер видит, что человек, приславший резюме, может быть полезен компании, и вместе с руковод- ством придумывает должность «под него». Представьте, что вакансии нет, и составьте письмо формата «Хочу работать у вас». КАК РАСПОЗНАТЬ ФОРМАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ Бывает и так, что компания идет дальше вакансии-призрака и проводит фиктивные интервью. Причины могут быть следующими: сбор информации о конкурентах; • оценка рыночных зарплат у представите- • лей интересующей компанию профессии; создание базы резюме для быстрого за- • крытия вакансий в будущем (например, когда компания участвует в крупном тен- дере и еще не знает, выиграет ли его); проверка эффективности рекрутинговых • процессов и тренировка проведения собеседований. Стоит задуматься, не является ли собеседо- вание формальностью, если: описание должности расплывчатое, а • список требований меняется прямо во время беседы; этапов собеседования несколько, они • проходят с задержками, проводятся раз- ными людьми, непричастными к набору персонала, и весь процесс затягивается без объективной причины; вам не задают конкретных вопросов • об опыте и навыках, рекрутера больше интересует ваш нынешний или бывший работодатель; по окончании встречи вам не отвечают • внятно на вопросы, что будет дальше и когда можно ожидать решения. Не расстраивайтесь, если всё же попали на такую встречу: это «тренинг», с помощью которого вы немного прокачали навык об- щения с рекрутерами. Перефразируя Тома- са Эдисона, вы проверили + 1 неподходя- щего работодателя — осталось найти лишь одного, подходящего. Источник prosto.rabota.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=