РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №64 (2078), 28 августа 2023, понедельник актуально Как воспринимать критику на работе Советы клинического психолога Нездоровая коммуникация в коллективе может сказываться не только на психоло- гическом состоянии, но и на физическом самочувствии, считает клинический психо- лог, руководитель института психосоматики «ЭВИРА» Юлия Соль. Один из главных источников стресса на работе — критика от коллег и начальства. Юлия рассказала, как относиться к критике таким образом, чтобы она приносила меньше негативных переживаний. Юлия Соль ПСИХОСОМАТИКА И СТРЕСС В некоторых рабочих коллективах при- нято критиковать друг друга в токсичной форме. Конечно, пару издевок пережить можно, но когда они уже часть устояв- шейся системы и львиную долю времени приходится проводить в психологически нездоровой атмосфере, рано или поздно тело человека начинает «защищаться». В ответ на длительный стресс могут появ- ляться мышечные зажимы, частые или за- тяжные ОРВИ, высыпания на коже и даже аллергия — с организмом начинает про- исходить что-то, что позволяет не ходить туда, где человек испытывает постоянный стресс. Что же делать, когда оказался в таком коллективе? Конечно, самое очевидное решение — найти другую работу. Но бы- вают ситуации, когда сменить место не- возможно. Кроме того, критику мы полу- чаем в течение жизни неизбежно, поэтому лучше учиться такому отношению, чтобы она не разрушала. Наиболее подвержены психосоматиче- ским реакциям высокотревожные люди, которые склонны к самокритике. Им осо- бенно важно овладеть навыками получе- ния обратной связи. ЭФФЕКТИВНАЯ И НЕЭФФЕКТИВНАЯ КРИТИКА Для начала давайте разберемся, что такое критика и для чего она нужна. Критика подразумевает под собой ана- лиз, выявление и демонстрацию ошибок с целью дать чему-либо оценку. Цель здо- ровой критики — добиться улучшений в конкретной сфере. И конечно, это важная часть любого рабочего процесса: совсем отгородиться от критики в профессиональ- ной сфере означает перестать развиваться. Однако стоит помнить: 1) критика всег- да субъективна; 2) критикующий оце- нивает вас, исходя из своего жизненного опыта; 3) манера, в которой высказано за- мечание, может быть неприятной. А, как мы помним, накопленный стресс вызыва- ет неприятные последствия, в том числе психосоматические реакции. Поэтому важно учиться правильно реа- гировать на критику: выделять то полез- ное, к чему действительно можно прислу- шаться, и минимизировать неприятные эмоции. Критика может быть эффективной и неэффективной. Эффективная — кон- структивна, относится к конкретным действиям или моментам, которые стоит исправить, демонстрирует точки роста, дает возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны. Неэффективная — это просто оценка, которая не несет в себе никакой практической пользы: здесь воз- можны манипуляции, переход на лично- сти и даже попытки унизить оппонента. ПИРАМИДА КРИТИКИ Чтобы определить, с каким именно видом столкнулись вы, можно пользоваться пи- рамидой Пола Грэма, которую он описал в эссе «Искусство возражать». На примере критики в интернете Грэм разделил все видывысказыванийна семь ступеней—от самых токсичных, целью которых являет- ся самоутверждение за счет оппонента, до здоровых и конструктивных. С помощью этой пирамиды можно оценивать любую обратную связь: на работе, в быту, в ин- тернете и т. д. Более того, модель помогает не упускать из виду, что у критикующего всегда есть мотив и он зачастую совсем не связан с вами и вашей работой. СТУПЕНЬ 1: ОСКОРБЛЕНИЯ Примеры высказываний «Что ты натворил, дурак! О чем с тобой по- сле этого разговаривать?», «Ты не умеешь делать нормально!» Мотив критикующего Это низший уровень, когда посыл собесед- ника совершенно не содержит конструк- тивной информации, которая могла бы помочь исправить рабочую ситуацию. Ис- пользуется исключительно для поднятия собственной самооценки и самоутвержде- ния. Отвечая на такие высказывания, вы, скорее всего, потом будете чувствовать опустошение и переживать по поводу слу- чившегося. Как стоит реагировать Единственная правильная реакция в дан- ном случае — осознать, что реакция ва- шего собеседника совершенно не имеет отношения лично к вам, и оборвать всю дальнейшую коммуникацию. Проигнори- руйте высказывание и подождите, когда оппонент будет в состоянии говорить «по существу». Если же вас регулярно кри- тикует в подобной манере начальство — стоит задуматься о смене работы, так как текущая обстановка вряд ли будет спо- собствовать вашему профессиональному росту. СТУПЕНЬ 2: АТАКА НА ЛИЧНОСТЬ Примеры высказываний «Ой, а кто бы говорил!», «Вы последние две недели были на больничном, а теперь рас- сказываете нам, что и как делать?» Мотив критикующего В подобных высказываниях также нет конструктива: это манипуляция. Собесед- ник, скорее всего, просто хочет вывести вас из равновесия. Как стоит реагировать Продолжая коммуникацию, как и в слу- чае с прямыми оскорблениями, вы не из- бежите негативных эмоций. Правильная реакция —игнорирование. Если по ситуа- ции вам требуется выяснить подробности — например, так выразился клиент, чей заказ вам всё равно нужно выполнить, — постарайтесь вернуть собеседника к сути дискуссии. СТУПЕНЬ 3: ПРЕТЕНЗИЯ ПО ФОРМЕ Примеры высказываний «Мне не нравится ваш тон», «А орфогра- фические ошибки специально допущены в тексте?» Мотив критикующего Собеседник не нападает на вас лично, что уже воспринимается легче. Но, к сожале- нию, такая претензия тоже не совсем кон- структивна. Оппонент пытается уколоть вас, не имея аргументов «по делу». Может быть проявлением защитной реакции: на- пример, человек вам завидует. Как стоит реагировать Подобные высказывания говорят о том, что у вас в споре есть преимущество. Если на первых двух ступенях лучшая стра- тегия — игнорирование, то здесь можно пойти на договоренности. Поблагодарите за критику, про себя спокойно учтите за- мечание и вернитесь к сути разговора. СТУПЕНЬ 4: ПРЕПИРАТЕЛЬСТВО Примеры высказываний «Вы несете бред!», «Раньше как-то и без этого справлялись» Мотив критикующего Собеседник, скорее всего, будет придер- живаться отрицаний: он больше заинте- ресован в процессе спора, а не в поиске компромиссного решения. Как стоит реагировать Не принимайте слова на свой счет и, ко- нечно, не ввязывайтесь в дальнейшую дискуссию: такой спор может длиться бесконечно и не принесет пользы делу. Но если есть необходимость, то попросите собеседника описать его видение данного вопроса или внести свои предложения. СТУПЕНЬ 5: ВСТРЕЧНЫЙ АРГУМЕНТ Примеры высказываний «Это вряд ли получится, потому что сейчас у нас нет ресурса на эту задачу», «Мы уже про- бовали внедрять это раньше — не сработало» Мотив критикующего На этой ступени появляются элементы конструктивной критики: замечание от- носится к сути дела. Собеседник может просто отвергать предложение — а ино- гда он искренне хочет помочь, просто вы- ражает это не совсем корректно. Как стоит реагировать Дайте собеседнику понять, что вы услы- шали его мнение, и предложите подроб- нее исследовать аргументы, чтобы взять на вооружение его замечания. СТУПЕНЬ 6: ОПРОВЕРЖЕНИЕ Примеры высказываний «Хотел бы указать на несколько вещей, ко- торые вы не учли» Мотив критикующего Собеседник критикует работу по сути, приводит адекватные аргументы. Эту критику стоит считать конструктивной и направленной на развитие. Как правильно реагировать Такая коммуникация повышает шансы на то, что вы сможете достичь согласия. В данном случае вы можете полностью или частично согласиться с мнение собесед- ника, поблагодарить за ценные коммента- рии и учесть замечания. СТУПЕНЬ 7: ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ Примеры высказываний «Ознакомился с вашим предложением. Есть интересные моменты, но хочу предо- ставить факты, которые, к сожалению, опровергают эффективность вашей идеи» Мотив критикующего Ваш собеседник потратил время на изуче- ние вопроса, собрал актуальные данные и пытается помочь вам переосмыслить точку зрения, чтобы усовершенствовать рабочий процесс. Как стоит реагировать Подобная критика очень ценна для разви- тия: мало людей способны провести такой системный анализ, чтобы показать вам ошибки и возможные точки роста. Отне- ситесь к собеседнику как к учителю, оце- ните его вклад и рассмотрите его доводы. После разбора пирамиды становится оче- видно, что чем более неприятна форма критики, тем в меньшей степени высказы- вание относится к вам и вашим идеям. Мы сталкиваемся с замечаниями в том или ином виде постоянно и ежеминутно дума- ем, пропускать их через себя или нет. Пи- рамида Грэма поможет вам отсеять кри- тику, которую нужно пропустить мимо ушей, и снизить таким образом стресс. САМОКРИТИКА Помимо внешней критики, все мы грешим самокритикой. То есть сами анализируем свои поступки, внешность, мысли. Удивительно, что самокритику тоже мож- но оценить по пирамиде — насколько она конструктивна. Каждый раз, когда вы ду- маете о себе, попробуйте отследить возни- кающие мысли. Наверняка вы обнаружите, что часто они такие: «У меня никогда ниче- го не получается», «Я ужасно всё делаю». А это не похоже на замечания, которые будут способствовать вашему личностному ро- сту: они лишь создают бесполезное напря- жение и тоже ведут к негативным послед- ствиям для организма. КАК КРИТИКОВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ ПРАВИЛЬНО Есть такое понятие, как обратная связь высокого качества (ОСВК). Формула ОСВК очень проста: сначала вы говорите, что сделано действительно хорошо, и только потом переходите к моментам, которые стоит подкорректировать. Такая критика очень эффективна как при дискуссии, так и в случае с самокритикой. Критика, вы- сказанная в таком ключе, имеет больше шансов принести пользу: после замеча- ния у того, кого критикуют, будет меньше сопротивления, а значит, останутся ре- сурсы на то, чтобы что-то изменить и до- работать. Также вы можете сами вывести собеседника на данную формулу: просто уточните у него, было ли что-то сделано хорошо, на какие моменты вам стоит об- ратить внимание и т. д. Принимать и давать обратную связь — это навык, которому может научиться каждый. ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ «7 радикалов» 1. Виктора Пономаренко «Психология стресса» 2. Роберта Сапольски «Внутренняя инженерия» 3. Садхгуру . Источник prosto.rabota.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=