РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №63 (2077), 24 августа 2023, четверг актуально найдем команду для успешного бизнеса Что делать, если друг стал вашим начальником И чего стоит избегать, чтобы сохранить равновесие Если проводите на работе много времени, то у вас там появляются друзья. Днем — обсуждаете рабочие проекты, по выходным — ходите в кино или на шашлыки, по вечерам — обсуждаете начальника за чашкой чая. А по- том случается так, что «друга по работе» повышают — и он становится бос- сом. Разбираемся, как себя вести, чтобы сохранить и дружбу, и уважение остальных коллег — и продолжать строить успешную карьеру. Елена Тимофеева ! Мы используем слово «друг» для просто- ты и краткости, но подразумеваем, что речь идет о дружеских отношениях пред- ставителей обоих полов в любых комби- нациях. ПОСТАРАЙТЕСЬ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ Если некоторое время вы работали бок о бок, решая схожие задачи, то сейчас на- верняка задаетесь вопросом: «Почему не я?» Горечь из-за упущенной возможности и зависть к чужому успеху естественны и нормальны. Главное — не дать этим эмо- циям испортить ваши отношения и навре- дить карьере. Найдите для себя объективное объяс- нение, почему друг заслужил повышение. Возможно, он: работал сверхурочно, завершая приори- • тетные проекты; выдвигал интересные идеи, чтобы • оптимизировать процессы или привлечь новых клиентов; всегда вел себя этично по отношению к • коллегам и соблюдал трудовую дисци- плину; собрал веские аргументы, рискнул и • предложил себя в качестве кандидата на повышение, как только появилась вакансия. Определите, как ему удалось добиться того, к чему стремились вы сами, начни- те повторять этот успешный опыт — так и ваше повышение не заставит себя ждать. А пока постарайтесь искренне порадоваться за друга. Если ничего не получается — лучше изменить рабочий коллектив, перейдя в другой отдел или компанию. Негативные эмоции в любом случае навредят: вы бу- дете саботировать задачи и разочаровы- вать друга. Но прежде предупредите его, ведь внезапный уход ценного сотрудника наверняка сделает работу руководителя сложнее. СМИРИТЕСЬ С ПРЕДСТОЯЩИМИ ПЕРЕМЕНАМИ Они могут быть следующими: В ваших отношениях появится иерархия • — то есть необходимость подчиняться распоряжениям друга. У друга появится возможность влиять на • вашу профессиональную судьбу, напри- мер порекомендовать на должность, лишить премии или даже уволить. Коллеги начнут подозревать человека в • кумовстве, а вас — в стукачестве, из-за чего обстановка в коллективе усложнит- ся и будет давить на ваши отношения. Ради сохранения репутации вам потре- • буется лучше делать привычную работу. Прямо или косвенно — по поступкам, ин- • тонациям и порученным задачам — вы узнаете истинное мнение друга о своих профессиональных качествах (не факт, что оно будет позитивным). Если ваш друг читает полезные блоги типа «Просто работы», он наверняка на два-три месяца сократит общение с вами — в том числе за пределами работы — и будет ве- сти себя более формально даже наедине. Это поможет вам обоим «переопределить» личные границы, привыкнуть к новой стороне отношений. Постарайтесь не рас- страиваться и ни в чем его не упрекать. НАЙДИТЕ В СИТУАЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ Один мы уже описали выше: пример дру- га вдохновит вас активнее развивать свою карьеру, искать и использовать способы расти в должности. Есть и другие плюсы. Начальник новый, а человек прежний. Вы хорошо знаете возможности обоих, испытываете взаимное доверие, умеете общаться и понимаете друг друга с по- луслова. Всё это наверняка облегчит со- вместную работу после того, как пройдет неловкость. Чувство личной ответственности перед другом подстегнет вашу мотивацию к ра- боте. Чтобы поддержать его на новом ме- сте, вы будете больше стараться — и тем самым прокачаете личный профессио- нальный бренд. ПОГОВОРИТЕ НАЧИСТОТУ — ЕСЛИ ХВАТИТ ДУХУ Можно просто начать вести себя чуть сдержаннее, аккуратно строить новые дружеские отношения — уже с начальни- ком. Это рабочий вариант, который подой- дет интровертам, людям стеснительным, сдержанным или, наоборот, резковатым, чересчур эмоциональным. Или расставьте точки над «ё»: проговорите вслух любые страхи; • предложите идеи, как общаться на • работе и при этом сохранить добрые отношения; спросите друга о том, как он видит ваше • будущее. Во время разговора вы должны сообщить между строк, что человеку не придется отстаивать перед вами свой авторитет и в одиночку перенастраивать дружеские и рабочие отношения. Звучать это может так: «Теперь ты мой начальник. Твоя рабо- • та — принимать решения, и я не всегда буду с ними соглашаться, но обязательно буду их выполнять». «Ты крутой! Я с нетерпением жду воз- • можности работать с тобой и наблюдать за твоими успехами в новой роли». РАЗГРАНИЧЬТЕ РАБОТУ И ДРУЖБУ Главная рекомендация: хотя бы поначалу не обсуждайте работу за бокалом вина и вообще за пределами офиса. Можно даже разделить каналы коммуникации: соцсе- ти — для личных сообщений, мессендже- ры — для рабочих (и желательно в рабо- чее время на личные темы человеку не писать). Начните вести себя на работе более ис- полнительно и профессионально. Напри- мер: приступайте к выполнению поставлен- • ной задачи без напоминаний; не хнычьте, услышав просьбу что-то сде- • лать или переделать; предлагайте решения, а не жалуйтесь на • проблемы. ПОПРОСИТЕ НОВОГО НАЧАЛЬНИКА О ВСТРЕЧЕ ONE-TO-ONE Представьте, что на месте друга посторон- ний человек. В этом случае вы бы хотели понимать, чего ждать от нового руково- дителя — и чего он ожидает от вас как от специалиста. Забудьте про предыдущие отношения и обсудите «в классическом формате» (за за- крытыми дверями, в заранее согласован- ное время) ваши успехи и неудачи, имею- щиеся и недостающие навыки, текущие сложности, перспективы профессиональ- ного развития и карьерную траекторию. ПОМОГИТЕ ДРУГУ ПРЕУСПЕТЬ Помощь и поддержка во время непростого периода адаптации в должности укрепят ваши отношения — и профессиональные, и дружеские. Так, вы можете взяться за конкретный проект, успехи в котором бы- стро укрепят позиции друга. Будьте первым сотрудником, который сдает отчеты, присылает информацию для презентаций и публичных выступлений. Аргументированно (но без чрезмерного почтения) поддерживайте в присутствии коллег решения нового начальника. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ Не льстите и не скрывайте, если что- • то идет не так. Роберт Саттон в книге «Хороший босс, плохой босс» рассказы- вает о выводах одного исследования: когда кто-то становится начальником, окружающие гарантированно начина- ют льстить ему и перестают сообщать плохие новости. Будьте хорошим другом: действуйте наоборот. Не раскрывайте коллегам секреты дру- • га, а лучше не обсуждайте его личность вовсе — только идеи и решения. Не расслабляйтесь. Вас, конечно, «при- • кроют» пару раз по старой памяти — но это лишь навредит и работе, и дружбе. Не хвастайтесь перед коллегами своими • особыми отношениями с боссом, а лучше вообще их не афишируйте. Не светите друга в своих соцсетях. У него • теперь другой статус, который вынужда- ет быть аккуратнее с фото и текстами, выложенными в открытый доступ. Не используйте личные отношения в • корыстных целях, для получения приви- легий — прибавок к зарплате, оплачи- ваемых отгулов, удобных дат отпуска. Это вызовет возмущение у коллег, а друг вскоре почувствует, что его просто ис- пользуют. Не занимайте ничью сторону в конфлик- • тах или спорах нового начальника с кол- лективом — хотя бы до тех пор, пока не выстроили с человеком новые границы и не уверены в своей объективности. Если случился конфликт, не участвуйте • в нем без посредника: есть риск, что дружеские отношения подстегнут вас «перейти черту». Источник prosto.rabota.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=