РДВ - Ярославль
8 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №57 (2071), 3 августа 2023, четверг актуально найдем команду для успешного бизнеса Work-life balance: баланс работы и отдыха Разделяем личное и рабочее Концепция баланса между работой и личной жизнью, или work-life balance, появилась в 1970-е годы. Она стала популярна благодаря книге «Рабо- та и семья в Соединенных Штатах» Розабет Мосс Кантер. Потом концеп- ция много раз переосмыслялась. Например, Джим Берд в своем проекте WorkLifeBalance.com объясняет ее как достижения и приятные моменты в работе, дружбе, семье и саморазвитии. Если какая-то из сфер проседает, то баланс нарушается — в результате страдает качество личной жизни и, что парадоксально, работы. Мы разобрались, что такое work-life balance, как он связан с трудоголизмом и как же найти это равновесие. Анастасия Котельникова ПРОБЛЕМЫ ТРУДОГОЛИЗМА Понятие «трудоголизм» появилось неза- долго до концепции work-life balance, в 1971 году, и с тех пор много раз уточня- лось. Американская психологическая ас- социация называет три главных симптома трудоголизма: Чувство принуждения к работе. • Работа сверх необходимого в ущерб • другим сферам жизни. Постоянные мысли о работе в «свобод- • ное» время. Трудоголизм — это не количество отрабо- танных часов, а навязчивая идея, невоз- можность отвлечься от профессиональных задач. Трудоголик много работает не из-за низкой зарплаты и необходимости гасить кредит, а потому, что ему нравится полу- чать премии и признание коллег. Однако бывает трудно отличить трудоголизм от здоровой вовлеченности в работу. Ученые создали перечень вопросов, с по- мощью которых можно выявить трудого- лизм: Вы постоянно заняты и куда-то торопи- • тесь? Вы стремитесь контролировать всё • происходящее на работе и нервничаете, когда это не выходит? Вы стремитесь выполнить все задачи • идеально — и не важно, сколько време- ни на это уйдет? Вам сложно выстроить личные отноше- • ния? Когда вы начинаете работать, то не • можете остановиться, пока не потеряете все силы? Вам сложно отвлечься от работы даже во • время отдыха? Вы иногда не помните, что говорили или • как добирались до места, потому что устали от работы или думали о ней? Вы часто раздражаетесь из-за работы? • Вы часто чувствуете себя недостаточно • компетентным или бессильным, чтобы решить рабочую задачу? Вы регулярно отказываетесь от еды или • сна, чтобы закончить работу? Если на большинство вопросов дается по- ложительный ответ, то высока вероятность, что трудоголизм имеет место, и стоит обра- тить внимание на баланс между работой и личной жизнью. К следствиям трудоголизма ученые уже давно относят проблемы физического и психического здоровья. Есть и современ- ные исследования, доказывающие, что ра- бота без отдыха сильно вредит человеку. КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ После пандемии многие перешли на дис- танционный формат работы. В 2020–2021 годах предполагалось, что удаленка сдела- ет жизнь людей удобнее и вместо поездок в метро они будут проводить время с семьей или заниматься хобби. На деле же удер- жать баланс работы и личной жизни ста- ло еще сложнее. Люди принялись решать небольшие рабочие задачи из множества чатов. Такие действия кажутся неважной ерундой, но в реальности это полноценная сверхурочная работа и вызывает серьезные проблемы со здоровьем. Специалисты ВОЗ выяснили, что дли- тельный рабочий день и прямо, и опосредо- ванно приводит к сердечно-сосудистым за- болеваниям. «Прямо»: постоянный стресс от задач, в котором находится человек, мо- жет повышать давление и увеличить риск гипертонии. «Опосредованно»: отсутствие разнообразия в питании и недостаток дви- жения сказываются на состоянии сердца и сосудов. Еще одно следствие для здоровья — про- блемы желудочно-кишечного тракта. Тру- доголикам сложно выделить время на при- готовление еды и медленный прием пищи. Поэтому они обедают на бегу и выбирают блюда, которые можно просто разогреть в микроволновке или залить кипятком. Всё это в конце концов приводит к заболевани- ям пищеварительной системы. Психологическое здоровье трудоголика тоже ухудшается. Из-за постоянной работы развивается тревожность, человеку пере- стают нравиться его жизнь и окружающие. Такие люди часто сталкиваются с эмоцио- нальным выгоранием и неврозами. WORK-LIFE BALANCE: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО ОТСУТСТВИЯ При сбалансированном образе жизни че- ловек успевает и поработать, и отдохнуть. Но у многих профессиональные задачи — их решение и обдумывание — занимают практически всё время. Факторов, которые приводят к развитию трудоголизма и «по- ломке» work-life balance, много. Личностные. • Люди, склонные к перфек- ционизму, ориентированные на дости- жения и признание окружающих, чаще становятся трудоголиками. Социальные. • Воспитание и стиль обу- чения в школе тоже влияют на развитие трудоголизма. Например, желание быть отличником, чтобы получить признание, легко переносится во взрослую жизнь: человек стремится доказать свою зна- чимость через карьерные достижения. Другой случай социального давления: работодатель и коллеги считают, что вовремя с работы уходят только плохие сотрудники, и желание человека быть частью коллектива становится причиной задержек и выполнения дополнительных задач. Культурные. • Во многих культурах по- стоянный труд является важным услови- ем жизни в обществе: люди определяют себя через работу и следуют заданным шаблонам поведения. Например, фран- цузские руководители были признаны самыми ярыми трудоголиками мира — они постоянно беспокоятся о работе и готовы решать задачи интенсивно, без перерывов. Однако, согласно этому же исследованию, руководители на удален- ке работают немного меньше офисных коллег, то есть рабочие задачи всё же можно немного сократить. Экономические. • Маленькая зарплата и отсутствие социальных гарантий при- водят к вынужденному трудоголизму. Низкая защищенность на работе тоже может усугублять ситуацию: например, когда начальник вопреки закону требу- ет трудиться сверхурочно и без оплаты. Таких людей несправедливо называть трудоголиками, ведь для них цель работы не лояльность руководства, а возмож- ность выжить и прокормить семью. Но на бытовом уровне они сталкиваются с теми же проблемами, что и классические трудоголики. Один британский историк и автор работ по проблемам бизнеса сформулировал собственный закон: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Иными сло- вами, если человек выделяет на профес- сиональные задачи целый день, то он и будет до ночи заниматься только ими. Но если на вечер строго запланировать спортзал, прогулку или даже просмотр пары выпусков сериала — работу придет- ся завершить раньше. Так и налаживается work-life balance: в расписании наряду с работой и домашней рутиной появляются личные занятия. Человек «выполняет» их, как и остальные задачи на день. Как мы уже упомянули, нарушение ба- ланса отражается и на рабочих процессах. Это парадокс трудоголизма: человек ра- ботает больше, но менее успешно и каче- ственно. Из-за раздражительности и посто- янного напряжения портятся отношения с коллегами и начальством, а постоянная усталость и цейтнот мешают повышать профессиональные навыки. Получается, что трудоголик отдает много времени и сил, чтобы стать успешным. А в итоге работает всё менее и менее эффек- тивно. КАК ВЫСТРОИТЬ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ЛИЧНЫМ И РАБОЧИМ Выстраивание границ зависит от причин нарушения work-life balance. Тому, кто ра- ботает в двух местах и еще берет допол- нительные проекты, необходимо пересмо- треть свою финансовую сторону жизни. А тому, кто сидит в офисе допоздна, чтобы не приходить домой и не участвовать в скан- дале, придется разбираться с отношениями в семье. Универсальные правила work-life balance — это разграничение и планирование. Определите зоны работы и отдыха. На- пример: за рабочим столом — работа, а на диване — отдых. Со стола уберите отвле- кающие предметы и обустройте всё так, чтобы работать было удобно; забираясь же на диван, откладывайте в сторону ноутбук и телефон. Установите временные рамки. Самое про- стое — закрывать все рабочие чаты ровно в 19:00 и не заглядывать в них до следующего рабочего дня (только тогда стоит предупре- дить об этом коллег и начальство). Составьте план отдыха. Пусть в списке дел на день к квартальному отчету доба- вятся чтение книги и вечерняя пробежка. Это поможет после работы плавно перейти к другим задачам и избежать чувства пу- стоты. А особенно приятно — перед сном вычеркивать из списка все пункты. Отключите интернет / переведите теле- фон в авиарежим. Цель такого кардиналь- ного шага — отстраниться от рабочих за- дач на время отдыха. Ведь иногда коллеги могут написать или позвонить даже в вы- ходные. Самый радикальный способ: пре- кратить появляться в сети, но это может оказаться слишком сложно для тревожных людей. На первых порах стоит определить время, когда вы заглянете в сообщения и ответите только на те, для которых требу- ется не больше 5–10 минут (и, опять же, о таких мерах нужно заранее договориться с руководством и коллегами.) Чтобы наладить work-life balance, потребу- ются время и усилия. И это непросто, осо- бенно если трудоголизм объясняется объ- ективными факторами. Но загруженность работой действительно приводит к серьез- ным проблемам, а постоянная усталость мешает добиваться успехов, реализовывать мечты и просто наслаждаться жизнью. Источник prosto.rabota.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=