РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №70 (1986), 22 сентября 2022, четверг актуально найдем команду для успешного бизнеса Правила делового общения в мессенджерах 8 пунктов, облегчающих общение по работе Если бесят рабочие чаты — начните с себя. Соблюдая правила, перечис- ленные ниже, вы обеспечите себе репутацию отличного сотрудника и, что важнее, адекватного человека. Заодно сможете быстрее решать в чатах рабочие проблемы и сэкономите нервы. Елена Тимофеева ПИШИТЕ КОРОТКО И ПО ДЕЛУ Краткость — сестра не только таланта, но и гармоничных рабочих отношений. Счи- тается, что инфостиль — для журналистов и редакторов. Не верьте: это заблуждение! Практикуйте принцип «пиши, сокращай» в каждом рабочем сообщении и деловом письме. Порой так хочется поделиться с коллегой картинкой с котиками или мемом, смеш- ным до икоты, — а вы не делитесь. Звучит банально, но на работе человек может быть занят. Вдруг он сейчас ведет переговоры на миллион? А тут вы со своим «смотри, ка- кая ржака». Что до групповых рабочих ча- тов, помните: большинство не отключают в них уведомления днем, а некоторые — и ночью. А если очень надо? Предложите коллегам создать отдельный чат-болталку, куда мож- но будет даже бородатые анекдоты и крити- ку свежего лука Ким Кардашьян кинуть. СОБЛЮДАЙТЕ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Всё больше людей стремятся найти баланс между работой и отдыхом, а мессенджер — самый простой способ его нарушить. Не пишите коллегам в нерабочее время и на выходных. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы не беспокоить в отпуске и на боль- ничном (а если беспокоите — просите про- щение и заранее готовьте шоколадку, кото- рой угостите человека по возвращении). А если очень надо? Бывает, что сообщение важное или вы боитесь потерять мысль. Тог- да запишите его и настройте отложенную отправку. Например, в телеграме доста- точно нажать на самолетик правой кнопкой мыши, а затем выбрать подходящее время и дату. Еще там есть возможность отправить сообщение без уведомления и звука. ПИШИТЕ АДРЕСНО Если ваше сообщение затрагивает толь- ко одного человека: например, требует от него каких-то ответов, решений или дей- ствий, — то пишите ему об этом лично, не в общем чате. А если очень надо? Редко, но бывает, что адресное сообщение в групповом чате мож- но оправдать пользой для дела. Например, в личной переписке человек вас почему-то игнорирует, а проблема, которую вам нужно вместе решить, скоро вырастет до вселен- ского масштаба. Что ж, пишите в чате: там ваше сообщение увидит и адресат, и его руководитель. Ответ наверняка получите сразу. ПОМНИТЕ ПРО АСИНХРОННОСТЬ КОММУНИКАЦИИ Проще говоря, в мессенджере удобно вести разговор, если оба собеседника на это на- строены: есть время и желание. Но мессен- джер — это по-прежнему инструмент пере- писки, когда нет возможности поговорить лично (или прямо сейчас, потому что на вас начальник внимательно смотрит). Зна- чит, у адресата есть право не отвечать вам сразу. Мысленно закладывайте время на ответ: например, переключитесь на другие зада- чи, пока адресат не поможет решить вашу проблему / не предоставит информацию / не одобрит ваше предложение. А если очень надо? Если дело срочное, так и напишите (укажите причину). Еще можно позвонить или, конечно, подойти к столу коллеги, если работаете офлайн и в одном офисе. Если вы сами получили письмо, отправи- тель которого ожидает от вас реакции, ре- шения или действия, а вы пока заняты — напишите вежливое «смогу ответить через х минут / в y часов». ПИШИТЕ СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИКОМ Не делите мысль на части и уж точно не ждите, когда в ответ на ваше «привет» при- летит «я весь внимание». Да и вообще, в рабочих чатах смол-ток неуместен: разго- воры о погоде и детях ведите у кулера. Сразу сообщайте, чего хотите от челове- ка. Высший пилотаж — упомянуть, зачем это вам (в случае вменяемого объяснения вы получите результат быстрее). А если очень надо? Если получается слиш- ком длинно, допустимо разделить текст на удобные для восприятия блоки: напри- мер, чтобы они умещались на одном экра- не смартфона. Если мыслей или идей у вас несколько и по каждой нужна реакция или действие адресата, тогда обязательно раз- делите на блоки: человек ничего не пропу- стит и ему будет удобнее реагировать. «РАЗГОВОРЫ» В РАБОЧЕМ ЧАТЕ РЕЗЮМИРУЙТЕ Представьте: вы минут 20 обсуждали с кол- легой предстоящую презентацию для пар- тнеров—начало разговора убежало далеко наверх, количество сообщений перевалило за сотню, ведь оба собеседника фонтаниро- вали идеями. Чтобы не потерять важное и как можно быстрее перейти к действиям, пролистайте беседу до самого начала и выпишите цен- ные идеи, яркие инсайты, важные замеча- ния. Отметьте, кого и за что назначили от- ветственным, в какие сроки какие задачи нужно выполнить. Затем сформулируйте их в нескольких предложениях и отправьте адресату с по- меткой «согласен? всё правильно?». Бла- годаря привычке резюмировать коллеги начнут выстраиваться в очередь, чтобы об- судить с вами в чате важные задачи и про- екты. НЕ ПОМИНАЙТЕ КОЛЛЕГ ВСУЕ Не обсуждайте других без необходимости и, конечно, не критикуйте: в групповом чате это прочитают все, а личное сообще- ние коллега-«доброжелатель» может кому- нибудь переслать (в том числе объекту сплетни). А если очень надо? Нормально — упоми- нать коллегу в общем чате, чтобы привлечь его внимание и подключить к обсуждению, которое непосредственно касается его ра- бочих задач и функций. ЗАПРЕТИТЕ СЕБЕ ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ Люди не любят голосовые в рабочих чатах: в этом, например, признаются 43% респон- дентов исследования, проведенного Рабо- той.ру . Причина «нелюбви» проста: голосо- вые приходится слушать. Если написанный текст вы быстро пробежите глазами, уло- вив суть, то с трехминутными посланиями, которые содержат характерные «ну», «в общем» и «э-э-э», ситуация иная. Слушать бывает неудобно. А искать нужное сообще- ние через поиск и вовсе не получится. А если очень надо? «Надо» бывает, когда вы за рулем или на важном совещании. Ну или попросите руководство купить всему отделу телеграм-премиум: там есть удобная функ- ция автоматической расшифровки голосо- вых сообщений. ОЧЕВИДНЫЕ МЕЛОЧИ Если вы с адресатом лично не знакомы • и пишете впервые (так бывает в крупных компаниях) — представьтесь и укажите свою профессиональную роль. Избегайте сокращений, даже профессио- • нальных, и особенно в общих чатах, в ко- торые входят все сотрудники компании. Если в компании есть специальный таск- • менеджер или CRM-система, не ставьте задачи в чате. Упомянуть необходимую, напомнить о ней коллеге или обсудить детали можно, но сама задача должна появиться там, где ей полагается быть и где ее отслеживает ваш руководитель. В групповых чатах всегда называйте • адресатов, не пишите в пустоту. Не тревожьте людей из-за ерунды. Если • можете быстро разобраться самостоя- тельно — так и поступите. В личных чатах пишите «щас» и путайте • «-тся»/«-ться», но в рабочих — пробегайте глазами свое сообщение перед отправ- кой. Уважайте запятые: они делают текст понятнее. Чем меньше ошибок и очепя- ток, тем скорее выполнится работа и тем лучше для вашей репутации. Убедились перед отправкой, что ошибок • нет и вас правильно поймут? Теперь убедитесь, что отправляете сообщение в тот чат, куда собирались: так вы избежите возможных неловкостей. Шутить разрешается, если это не мешает • работе. НЕОЧЕВИДНЫЕ МЕЛОЧИ Наведите порядок в профиле: укажите • имя и фамилию, должность и место рабо- ты, поставьте удачное портретное фото, на котором вас легко узнать. Если сомневаетесь, стоит ли отправлять • в рабочий чат сообщение с эмодзи, забавный мем или стикер, — следуйте принципу «старшинства»: в переписке с руководителем или с более опытным коллегой вы можете спокойно отправить что-то не по работе после того, как по- добное прислали вам. Ну и меру, конеч- но, знайте. Согласно исследованию Работы.ру, лишь каждый пятый в России недолюбливает стикеры и смайлы-эмодзи и считает, что переписка не место для «вольностей». Боль- шинство же относятся к ним нейтрально или хорошо. Не кричите: текст, написанный заглавны- • ми буквами, в интернете и мессенджерах считается криком. Вы бы не стали без не- обходимости повышать голос на коллегу в личной беседе — не делайте так и в письменной. Если отправляете документ или ссылку, • то а) объясняйте, что это и зачем, — так проще найти сообщение через поиск и понять, надо ли изучать вашу «посылку» сразу, б) называйте документ понятно. После «спасибо» в рабочих чатах ничего • писать не требуется. ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ М. Ильяхов, Л. Сарычева «Новые правила • деловой переписки» О. Лукинова «Цифровой этикет. Как не • бесить друг друга в интернете» О. Северская, Л. Селезнева «Эффектив- • ная бизнес-коммуникация» С. Карепина «Переписка 2.0» • Телеграм-канал «Цифровой этикет» • Источник prosto.rabota.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=