РДВ - Ярославль
8 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №55 (1971), 1 августа 2022, понедельник актуально Объяснительная записка: когда, зачем и кому ее пишут Образец объяснительной внутри Все слышали о том, что на работе могут запросить объяснительную. Раз- бираемся, зачем и кому нужна объяснительная записка, что в ней писать и чем вы рискуете, если откажетесь от нее. Юлия Девяткова КОГДА У РАБОТНИКА ЗАПРАШИВАЮТ ОБЪЯСНЕНИЯ Если сотрудник совершил что-то, за что могут применить дисциплинарное взыска- ние, то работодатель обязан потребовать письменные объяснения. Запросить объ- яснительную могут устно или письменно — главное, до сведения работника должны довести, что руководитель ждет от него объяснительную записку по поводу нару- шений. Письменным запрос обычно делают на случай разбирательств. У сотрудника есть два рабочих дня, чтобы предоставить объяснения. Этот срок счи- тают по его графику. То есть если график сменный, то у человека есть две рабочие смены (не включая день, когда он получил запрос). Например, у сотрудника смены в понедельник, среду и пятницу. В поне- дельник ему вручили запрос. Предоставить объяснительную он может до конца своей смены в пятницу. Объяснения пишут на имя генерального директора или непосредственного руково- дителя. Работник не обязан писать объяснитель- ную, но его отказ не помешает компании применить дисциплинарное взыскание. По истечении двух рабочих дней с даты за- проса работодатель вправе составить акт о непредоставлении объяснений, а затем из- дать приказ о дисциплинарном взыскании. Дисциплинарное взыскание применяет- ся в течение месяца со дня обнаружения проступка, не считая периода болезни ра- ботника, отпуска и времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Но довольно часто до взыскания дело не доходит: ситуация исчерпывается объясни- тельной запиской. ОБРАЗЕЦ ЗАПРОСА ОБЪЯСНЕНИЙ НУЖНО ЛИ ПИСАТЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНУЮ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ Период болезни не является рабочим, и работодатель не вправе требовать пись- менных объяснений в данное время. На это указал Верховный суд РФ в Обзоре прак- тики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового до- говора по инициативе работодателя (утв. 9.12.2020). Кроме того, закон специально исключает время болезни работника из ме- сячного срока для применения дисципли- нарного взыскания. То есть срок, в который можно объявить взыскание, продлевается на время болезни. И запросить объясни- тельную компания вправе, только когда со- трудник выйдет с больничного. МОГУТ ЛИ ЗАПРОСИТЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНУЮ… …у сотрудника, если он пропал Если сотрудник не болеет, не в отпуске и долго не приходит на работу, работодатель вправе начать искать его и запрашивать объяснения. Запрос могут направить на все известные адреса, где может находиться человек. Как правило, это письмо с уведомлением о вру- чении. И если человек получит письмо, то два рабочих дня стартуют с даты, указан- ной в уведомлении. …у бывшего работника Объяснение можно запросить даже у быв- шего работника, если речь о материально ответственном лице и взыскании ущерба, выявленного по итогам инвентаризации. Понятно, что это по большому счету фор- мальность, означающая, что компания про- сто отправит в адрес бывшего сотрудника письмо о предоставлении объяснений, но тем не менее в законе такое требование есть. Если объяснение не запрашивали, суд может занять сторону работника в споре о возмещении материального ущерба, при- чиненного работодателю. …у беременной сотрудницы Беременные защищены от увольнения по инициативе работодателя. Но если работо- датель выявит проступок, то может запро- сить у сотрудницы объяснительную и даже применить взыскание: выговор или заме- чание. (Как и в общем случае, объяснение не должны запрашивать, если женщина на- ходится на больничном.) УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОСТУПКОВ Прежде чем писать объяснительную, по- думайте, как оценит указанные вами при- чины проступка работодатель, а в случае спора — суд. Перечня уважительных и не- уважительных причин в законе нет. Поэто- му ориентируйтесь на судебную практику. Уважительными причинами опоздания – на работу суды обычно признают об- стоятельства, которые сотрудник не мог предвидеть. Например, человек попал в ДТП и ждал сотрудников ГИБДД, чтобы оформить происшествие. При этом важ- но сразу предупредить работодателя об опоздании и получить справку о ДТП. Обычные пробки не считаются уважи- – тельной причиной опоздания, так как сотрудник о них знает и может выехать заранее. Сбои в работе общественного транспор- – та могут признать уважительной причи- ной опоздания или неявки, если есть под- тверждающий документ. Проблемы из-за погоды — дождь, гроза – и подобные явления, которые помешали добраться до работы, — обычно не при- знают уважительной причиной. Но если докажете, что из-за природных ката- клизмов, к примеру, была заблокирова- на единственная дорога, суд встанет на вашу сторону. Если сотрудник работает удаленно, у него – могут возникнуть проблемы с интерне- том, выходом на связь. Уважительные это причины или нет, будет зависеть от того, кто обязан предоставлять связь, ин- тернет, оборудование и т. д. и как быстро человек уведомил компанию о пробле- мах. Если он сам должен обеспечить себя всем необходимым для работы, а компа- ния платит за это компенсацию, то ответ- ственность несет он. Однако, даже если всё для работы предоставляет работода- тель, а сотрудник не сообщал о пробле- мах и ничего не делал, причины невыпол- нения работы будут неуважительными. ОБРАЗЦЫ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ (Неуважительная причина) (Неуважительная причина) (Уважительная причина) Источник prosto.rabota.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=