РДВ - Ярославль
8 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №42 (1958), 16 июня 2022, четверг актуально 4 типа офисных подхалимов: как такого вычислить и обезвредить Что делать, если мой коллега подхалим? Подхалим постоянно льстит и угождает начальнику ради выгоды — и этим выводит коллег из себя. Рассказываем, как существовать под одной кры- шей с таким человеком и сохранять здоровую психику. Елена Тимофеева КАК ВЫЧИСЛИТЬ ОФИСНОГО ПОДХАЛИМА Если вы работаете первый год или всю предыдущую карьеру были фрилансером- одиночкой, поясним, как ведет себя офис- ный подхалим: он постоянно поблизости от руководителя; • хорошо знаком с его привычками и рас- • писанием; мастер поздравительных речей, краси- • вых комплиментов и неприкрытой лести — эти таланты применяет в основном к руководителю; умело поддакивает начальнику, не давая • нормальной обратной связи; уходит от прямых вопросов (от руково- • дителя, коллег, партнеров), если ответы подразумевают ответственность; никогда не критикует решения началь- • ства; в отличие от коллег не сторонится обще- • ственной работы вроде сбора денег на день рождения коллеги или организации субботника (работа неблагодарная, вре- дит общей продуктивности, но началь- ники таких «инициативных сотрудников» высоко ценят); не только на планерках, но и в личных • беседах много говорит о прибылях и про- цветании компании, мало — о зарплате и личных интересах. Если присмотреться, можно различить че- тыре типа офисных подхалимов. ТИП 1 — «ПОДХАЛИМ ПО ПРИЗВАНИЮ» Льстит и соглашается без перерывов на обед и отпуск просто потому, что таким уродился и не нашел причин измениться. Скорее всего, такой коллега и дома с женой не спорит, и бабушкам у подъезда желает добрейшего утра, и вам с утра уже десяток комплиментов отсыпал. ТИП 2 — «ПОДХАЛИМ ПО ДЕЛУ» Имдвижут амбиции. Скорее всего, этот кол- лега вполне компетентен и трудолюбив, но использует лесть как запасной план, чтобы продвинуться по карьерной лестнице в слу- чае, если хорошую работу не заметят. ТИП 3 — «ПОДХАЛИМ ПО НУЖДЕ» Использует угодничество, чтобы скрыть факт, что некомпетентен в своей работе. Речь идет о самосохранении: доброжела- тельность, комплименты и инициатив- ность в присутствии начальника просто от- влекают внимание от небрежной работы, лени или незнания своего дела. ТИП 4 — «ПОДХАЛИМ С КОМПЛЕКСАМИ» Не просто льстит руководителю, но со- знательно принижает коллег в процессе, стараясь возвысить себя. Любит вредить репутации и присваивать себе результаты чужой работы. Самый вредоносный тип. Столкнувшись на работе с подхалимом, определите его тип — и действуйте соот- ветственно. Первого достаточно просто «принять • и простить»: со временем он освоится рядом с вами и желание льстить кругло- суточно исчезнет. Второй тип тоже довольно безобиден: • если будете его искренне хвалить — к «плану Б» он станет прибегать реже. Что до третьего и четвертого типов, с • ними лучше быть настороже и вовремя обезвреживать (об этом ниже). КАК ОБЕЗВРЕДИТЬ ОФИСНОГО ПОДХАЛИМА Для начала определитесь, в чем, собствен- но, проблема. У нормальных людей со здо- ровой самооценкой и не менее здоровыми амбициями офисные подхалимы вызывают сильнейшее раздражение — и здесь нужно притормозить и обдумать причины. Их, кстати, пять — выбирайте свою и прицель- но обезвреживайте коллегу. Важно! Если ваш руководитель не поддается ле- сти подхалима, то вам не стоит вмеши- ваться — делайте свою работу хорошо и продолжайте строить карьеру как ни в чем не бывало. ВАС БЕСИТ САМ ФАКТ ПОДХАЛИМАЖА Беспрестанная лесть в адрес начальника как минимум отвлекает от работы: словно муха жужжит над ухом и мешает сосредото- читься. Или комплименты вдруг становят- ся взаимными, руководитель включается в эту игру и приглашает остальных поуча- ствовать в «битве» — опять же, до работы ли вам? Решение: Практикуйте дыхательные упражнения, • которые помогут успокоиться или сосре- доточиться. Избегайте подхалима, когда это возмож- • но. Изливайте душу второй половине и • коллегам-единомышленникам (но только тем, кому полностью доверяете). Чаще повторяйте себе: «Все люди раз- • ные», «Идеальных не бывает» или даже «Кругом одни идиоты, и это нормально». Если сможете себя заставить — попро- • буйте искупать подхалима в чрезмерном одобрении. Это выведет его из равно- весия, и впредь льстить в вашем присут- ствии он будет меньше. Искренне хвалите подхалима, если есть • причина. Благодаря вашему признанию потребность человека в постоянном одо- брении извне уменьшится (к сожалению, не полностью, ведь глобально эту задачу можно решить лишь с психологом). ВАС БЕСИТ, ЧТО ПОДХАЛИМАЖ РАБОТАЕТ Вы считаете, что благодаря близости к на- чальству, дежурному угодничеству и уме- лой лести коллега незаслуженно почивает на лаврах, а вы пока нет — хотя давно за- служили. Решение: Как бы ни было трудно, избегайте офис- • ных сплетен и интриг в адрес коллеги- подхалима. Присмотритесь к нему — возможно, • лавры он всё-таки заслужил и дело не в комплиментах боссу, а в хорошей работе. Если так, учитесь у него (работе и дипло- матии, не подхалимажу). Сосредоточьтесь на повышении качества • своей работы. Просите у руководителя обратную связь, делитесь идеями, пред- лагайте помощь в решении проблем. Возьмите ответственный проект и заслу- • жите собственные лавры. Создавайте и поддерживайте деловые • связи, помогайте коллегам, не ожидая ничего взамен, и всегда выполняйте обещанное в срок. Заработав уважение коллег, вы заметите, что равнодушны к лаврам и успехам конкурента-подхалима. Просто дождитесь торжества справед- • ливости. Согласно наблюдениям ис- следователей из Университета Орегона, подхалимы тратят так много времени и сил на то, чтобы расположить к себе руководителя, что со временем неиз- бежно начинают пренебрегать рабочими обязанностями и огрызаться на коллег. А это, в свою очередь, приводит к потере расположения начальника. ВАС БЕСИТ, ЧТО ИЗ-ЗА МАНИПУЛЯЦИЙ ПОДХАЛИМА РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕРЕГРУЖАЕТ ВАС РАБОТОЙ Один-два раза помочь коллеге, пусть даже с подачи руководителя, — не большая про- блема, но если от этого страдают ваши соб- ственные задачи, а с ними самоуважение и доход, то подхалима нужно остановить. Решение: Не вступайте в прямую конфронтацию, • особенно при руководителе. Подхалим всегда подает свои мнения и предложе- ния так, словно они ему не принадлежат. Он лишь соглашается с «превосходным» решением начальника. Выражая не- довольство и несогласие, вы спорите с начальником, а не с подхалимом. По крайней мере, это именно так выглядит. Не жалуйтесь вслух на переработки по • вине коллеги-подхалима. Слишком тонка грань — перейдя ее, вы заработаете ре- путацию лентяя и некомандного игрока. Не давайте повода уличить вас в свобод- • ном времени. Не ходите по офису с пусты- ми руками и лицом отпускника. Дер- жите рядом с собой документы, папки, заполненный настольный календарь или другие подручные средства, на которые можно вовремя кивнуть со словами: «Ох, столько работы!» Если подхалим обращается к вам напря- • мую, говорите твердое «нет». Если он перекладывает на вас свои дела • в присутствии и с подачи руководителя, проигнорируйте подхалима и спросите руководителя прямо: «Я сейчас работаю над задачей x, затем будут еще y и z. Под- скажите, что сейчас приоритетнее: пре- кратить работу над x и взяться за задачу от Александра — или продолжить работу над своими? К сожалению, если возьму его задачи, результат своих представлю позднее». Спросите руководителя, что это — разо- • вая задача или расширение должностных обязанностей. Если расширение — то как будет учитываться и оплачиваться дополнительная работа. Не стесняйтесь этого вопроса, особенно если объем чу- жих задач большой или летят они в вашу сторону регулярно. На досуге обдумайте, не возлагает ли на • вас руководитель дополнительные (пусть чужие) задачи, чтобы дать шанс проявить себя и расширить экспертизу в какой- либо теме. ВАС БЕСИТ, ЧТО ПОДХАЛИМ ПРИСВАИВАЕТ СЕБЕ ВАШИ ЗАСЛУГИ Например, его отношения с начальником настолько теплые, что в разговорах за за- крытыми дверями подхалим портит вашу репутацию, плохо отзывается о деловых ка- чествах и намекает, что ваши успехи — его заслуга, «щедрого и отзывчивого» коллеги. Решение: Документируйте свои достижения. Будьте • всегда готовы ответить на вопросы ру- ководителя о том, что и как вы сделали, как преодолели трудности, какие ресурсы задействовали и какую пользу принесли. Если руководитель сам вас спрашивает о • вкладе подхалима в проект (или обсужде- ние происходит в вашем присутствии) — не умалчивайте о проблемах, например о сорванных дедлайнах или некачественно сделанной работе. При этом старайтесь сохранять объективность, говорить без эмоций и приводить доказательства. Если на планерке или совещании с • руководителем подхалим присваива- ет вашу идеи и заслуги (а начальник склонен верить) — сыграйте под дурачка. Задавайте много вопросов, уточняйте детали, вынуждая подхалима растерять- ся, показать своим внешним видом и расплывчатыми ответами, что деталей он не знает. Можно пойти дальше и пере- хватить инициативу: «Да-да, мы как раз это обсуждали с Александром в курилке, когда я предложил x, y и z. Вот что хочу добавить…» ВАС РАЗДРАЖАЕТ БОСС, А НЕ КОЛЛЕГА Возможно, вы с большим уважением от- носитесь к нему или даже немного идеа- лизируете — и вас удивляет или возму- щает, что он проявляет необъективность, поощряет любимчиков и несправедлив к остальным. Решение: Раз уж комплименты работают — делайте свои. Хвалите руководителя и восхищай- тесь им вслух, когда для этого есть веские причины. Искренний комплимент сильно отличается от лести, руководитель почув- ствует разницу. Поговорите с руководителем о том, как • улучшить вашу работу, — и воспользуй- тесь этими подсказками. Просите у руководителя советов в по- • строении карьеры, принятии важных жизненных решений — это расположит его к вам, а затем действуйте дальше. Добивайтесь результата и похвалы (раз уж она вам нужна). Найдите других наставников, и склон- • ность вашего руководителя верить чужой лести уже не будет вас раздражать. Источник prosto.rabota.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=