РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС * По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требованием. Работа для вас №31 (1947), 5 мая 2022, четверг поиск работы yaroslavl.rdw.ru Только вчера прошла планерка, всех известили о новых приоритетах и раздали задачи, над которыми еще голову поломать, а сегодня—смена курса! Очередные санкции перевернули отрасль, новости о сокраще- ниях и назначениях сыпятся пачками, а вчерашние задачи уже неакту- альны. «Разве можно в таких условиях работать?!» Рассказываем, как не просто выживать, но продолжать успешно трудиться, если условия меняются быстрее, чем вы успеваете принять их и привыкнуть. Что может меняться на работе Внешняя среда, в том числе экономическая обстановка, государственное регулиро- • вание отрасли, поведение конкурентов, рынок труда. Регламенты, рабочие процессы и условия труда: переезд в новый офис или, например, • обновление правил принятия решений. Руководство и коллеги: кто-то приходит, кто-то уходит, а остальные приспосаблива- • ются. Профессиональные роли и задачи: сейчас многие вынуждены брать на себя допол- • нительные обязанности. Технологии, рабочие инструменты и программы. • Психологический климат — в диапазоне от эйфории из-за открывающихся возмож- • ностей до конфликтов из-за политических убеждений. Приоритеты, цели и планы компании, стратегии выживания. • 1. Смиритесь с неизбежностью перемен Звучит хорошо, но на практике цитирование философов не поможет. Если фатализм или смирение вам несвойственны — принимайте каждое изменение по отдельности. Помогут вопросы: Что я сейчас чувствую? (Гнев/раздражение/страх/тревогу/равнодушие. Это нормаль- • но.) Как я отношусь к самим изменениям? (Мне всё равно / они мне не нравятся / мне они • кажутся бессмысленными. И это нормально.) Могу ли я повлиять на ситуацию, отменить изменения? (Нет, это трата нервов.) • Что я могу сделать, чтобы мне было проще принять их? (Попить чай с мелиссой / об- • судить с другом по работе / написать письмо во вселенную и удалить / помыть руки, так как это успокаивает / сделать несколько глубоких вдохов.) Дайте себе хотя бы три-пять минут на то, чтобы осознать свои ощущения и принять их. • Затем можете действовать, если происходящее требует ваших шагов. 2. Сохраняйте позитивный настрой Быть позитивным — это решение, а не настроение или черта характера. Вы можете ис- пытывать негативные эмоции по поводу ситуации, но при этом двигаться вперед с пози- тивным настроем. Способы сохранять позитивный настрой: регулярно и целенаправленно заставляйте себя улыбаться — смотрите комедийные • шоу, смейтесь над мемами и фото с котиками, читайте паблики с юмористическими цитатами; ведите дневник благодарности—каждый вечер перед сном или прямо с утра записы- • вайте три причины, почему вы благодарны вселенной, богу или жизни; узнав о будущем изменении, спросите себя: «Что в нем может быть хорошего?», «Какие • положительные моменты оно может привнести в мою работу?», «Какие возможности это передо мной откроет?»; ищите в ситуации забавное и по-доброму иронизируйте над собой и своими реак- • циями. Существует эффективное упражнение под условным названием машина времени. В момент сильной тревоги, гнева или разочарования, вызванных переменами, представьте себе, что переместились в будущее. Будет ли всё это важно через неделю? А через год? А через 10 лет? Как вы тогда будете об этом рассказывать, например, друзьям или детям? 3. Сосредоточьтесь на том, что можете контролировать Допустим, вы не можете влиять на политику и решения руководства. Зато можете выполнять свои задачи с полной отдачей, или быстро, или предельно качественно. Вы можете вычер- кивать из списка то, что удалось выполнить, даже если сам список постоянно меняется. Вам под силу поддерживать теплые отношения с подчиненными или партнерами — даже в условиях турбулентной среды. Узнав об очередном изменении, запретите себе риторические вопросы в духе «О, почему это случилось со мной?» или «Зачем они это делают?», а также обобщения и жалость к себе, например «Вот всегда такое со мной происходит!». Лучше сосредоточьтесь на том, каким будет следующий шаг или практическое решение возникшей проблемы. Такой подход ученые, которые специализируются на изучении стресса и адаптивности, назвали экзистенциальным мужеством. 4. Ищите точки опоры и используйте их, когда необходимо Опорой могут стать: задачи, которые нравятся и не меняются, —радуйтесь каждый раз, когда выполняете • их в течение дня; Как работать в постоянно меняющихся условиях — понятная инструкция 9 шагов на пути к стабильности из хаоса коллеги, которые держатся молодцом, стабильно выдают высокое качество работы и • тем самым помогают вам лучше справляться со своей, — почаще благодарите их; члены семьи, которые безоценочно выслушают, —выговаривайтесь им, прислушайтесь • к их оценке ситуации, цените взгляд со стороны; руководитель, который может объяснить, почему изменения необходимы, даст под- • сказки, как быстрее их внедрить, — обращайтесь к нему за обратной связью, рас- сказывайте об успехах и препятствиях. 5. Найдите способ оставаться организованным Если вокруг всё быстро меняется и кажется, что везде царит хаос, привнесите в жизнь по- рядок и немного стабильности сами: ведите списки задач, ставьте напоминания, используйте приложения-трекеры, держите организованными рабочие папки (в том числе цифровые), закладки в браузере, составляйте аналитические таблицы (они упрощают работу). 6. Работайте короткими спринтами В условиях неопределенности бесполезно планировать надолго вперед. Выполняя ра- бочие задачи, разбивайте их на промежуточные этапы, ставьте короткие сроки, быстро анализируйте и вносите исправления, регулярно сверяйтесь с целями и приоритетами руководителя. 7. Помогайте другим справляться с изменениями Скорее всего, вы не единственный, кому неопределенность мешает нормально работать: в помощи могут нуждаться коллеги или подчиненные. Сместив фокус с собственных пере- живаний на чужие, вы быстрее смиритесь с ситуацией. Вполне возможно, что откровенный разговор с коллегой подкинет вам решение проблемы или собственные трудности пока- жутся несущественными на фоне чужих. 8. Готовьтесь к переменам заранее Чем больше вы знаете, тем лучше сможете вжиться в происходящие изменения. Возьмите на себя ответственность за свою работу и продуктивность, пройдя дополнитель- ное обучение, если оно необходимо. Слушайте подкасты, смотрите вебинары, проходите курсы, читайте книги и статьи на отрас- левых порталах, посещайте профильные мероприятия —всё это поможет вам «оседлать» следующую волну перемен до того, как она накроет неподготовленных. Наблюдайте за работой коллег из смежных подразделений: придется выполнять новые задачи, но это полезно как поиск новых идей, решений, инструментов продуктивности. Задавайте больше вопросов, если есть люди, готовые на них отвечать. Проявляйте любоз- нательность в сторону тех, что лежат за пределами ваших компетенций. Развивайте творческое мышление—например, решайте или придумывайте головоломки, фиксируйте способы нестандартно использовать привычные предметы, пишите хокку или стихи. Тренируйте «мышцу адаптивности» — делайте что-то по-новому в мелочах, например осваивайте незнакомый навык, придумывайте планы Б для любой цели или события, реже пользуйтесь навигатором и картами (в безопасных пределах). 9. Регулярно выпускайте пар Даже если вы отлично справляетесь с бурей изменений всю неделю, в пятницу или в выходные делайте то, что поможет, выражаясь языком психологов, завершить реакцию стресса. Научно обоснованные способы (по мотивам книги «Выгорание», которую написали исследователи Эмили и Амелия Нагоски): смех; • слезы (тут решать, конечно, вам); • объятия; • л* егкие, ни к чему не обязывающие микробеседы с малознакомыми людьми (так • называемое «позитивное социальное взаимодействие); медитативное дыхание; • любые творческие занятия. • Заботьтесь о себе: в условиях постоянных изменений от вас требуется больше сил для адаптации. Если вы плохо питаетесь, мало спите и пренебрегаете фитнесом — силам будет неоткуда взяться. По материалам сайта rabota.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=