РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №05 (1823), 28 января 2021, четверг актуально найдем команду для успешного бизнеса Тестовое задание — делать или нет? Почему оно приносит пользу, даже если вас не взяли В описании вакансии вы внезапно натыкаетесь на фразу «Выполнение тесто- вого задания обязательно». Или в ответ на резюме вам предлагают пройти те- стовое. Или после очень удачного (как вам показалось) собеседования рекру- тер просит выполнить небольшое задание, чтобы подтвердить ваши навыки. Некоторые считают тестовые унизительным делом, другие — разумной необходимостью. Как бы то ни было, тестовое задание часто является одним из этапов от- бора. Но иногда это еще и риск для вашего времени и самооценки. Браться за задание или нет — решать вам. Расскажем, как принять правильное ре- шение и не пожалеть о нем. Елена Тимофеева ЗАЧЕМ НУЖНО ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ Работодателю Чтобы составить и проверить задание, нужно довольно много ресурсов — знания и время узких специалистов. И всё же ком- пании идут на это. Почему? Тестовое задание помогает понять, что • вы достаточно квалифицированы для работы, что ваши навыки ей соответ- ствуют. Портфолио — это прекрасно, но, во-первых, нет доказательств, что оно именно ваше. А во-вторых — часто конечный результат зависит не от вас одного, а от целой команды. Оно показывает ваш стиль работы, ход • ваших мыслей, профессиональное миро- воззрение. Оценивая результат, работо- датель пытается представить вас частью своей команды, сопоставить ваш стиль работы с тем, который принят в компа- нии или характерен для вашего будущего руководителя. Показывает вашу дисциплинирован- • ность и внимательность к деталям. Помогает отсеять менее заинтересован- • ных в работе людей (они просто пропа- дают с радаров или отказываются). Соискателю Все, кто хоть раз выполнял тестовое зада- ние, подтвердят, что этот опыт помогает: в красках представить, чем именно • предстоит заниматься каждый рабочий день; понять, подходит ли соискателю такая • работа, не слишком ли она сложная, простая, скучная или стрессовая; определить, насколько внятно в компа- • нии формулируются задачи и в каком виде приходит (если приходит) обратная связь; по каким критериям будущий руководи- • тель оценивает качество работы. А главное — тестовое задание избавляет от сомнений. Спросите себя: захотелось ли вам потратить время и силы именно на это за- дание? Если нет — нужно искать более ин- тересную вам вакансию, работу, компанию. ГДЕ БЕЗ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ НЕ ОБОЙТИСЬ Тестовое задание обычно практикуют в сферах и профессиях, где, кроме образова- ния, для работы нужны некие «особые каче- ства», например нестандартное мышление или владение словом. Или когда важно, что- бы кандидат совпал по ценностям и стилю работы (в стартапах или digital-агентстве), соответствовал корпоративной культуре. Как правило, это сферы: маркетинга и контент-маркетинга (ко- • пирайтинг, редактура, корректура, SMM, email-маркетинг); рекламы и пиара; • услуг по переводу текстов; • дизайна, проектирования, архитектуры; • разработки, программирования; • педагогики, преподавания; • продаж. • МОЖНО ЛИ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ Можно. Однако если работодатель потра- тил свое время на то, чтобы придумать для вас задание, — значит, оно обязательно и без него вас на работу не возьмут. Но можно попытаться договориться: на- пример, копирайтеру — о том, чтобы вме- сто целой статьи прислать тезисы и всту- пление. В целом, если не видите веских причин не делать тестовое, делайте! Во-первых, вы используете шанс и ни о чем потом не пожалеете. Во-вторых, ближе познакомитесь с потенциальным работода- телем. В-третьих, можно считать это уче- бой и тренировкой: вы совершенствуете навыки, развиваетесь как профессионал, разгружаете голову от тревог и сомнений, которые неизбежны при поисках работы. Если вы хорошо выполнили тестовое за- дание, но на работу взяли кого-то другого, вас могут забрать в запас, порекомендовать коллегам или знакомым. Тестовое точно стоит сделать, если: оно оплачивается (такое бывает, хоть и редко); вы претендуете на руководящую позицию — и вам сразу сообщают, что делать зада- ние будут два-три кандидата, оставшиеся на финишной прямой; сама возможность вас вдохновляет, ин- тригует, вызывает профессиональный интерес, дает полезный опыт, при этом у вас есть достаточно времени — то есть даже в случае отказа вы ни о чем не пожа- леете. КОГДА НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ К сожалению, встречаются недобросовест- ные работодатели, которые с помощью соискателей-энтузиастов бесплатно ком- пенсируют нехватку внутренних специали- стов — например, чтобы наполнять сайты текстами. Если на уровне интуиции задание вызы- вает у вас беспокойство, уже стоит насторо- житься. Но есть и объективные ситуации, когда на тестовое не стоит тратить время и нервы. Задание неоправданно объемное — то • есть занимает более трех часов. (Но есть нюансы: например, в разработке игр, где задания рассчитаны на пять — семь часов.) Оно слишком сложное — от вас требу- • ют больше, чем на самом деле входит в ваши обязанности. Например, спе- циалиста по продажам просят составить стратегию выхода на новый рынок. Не конкретное. Например: «Предложите • что-нибудь, чтобы увеличить продажи». Представляет собой полноценную ра- • боту, которая должна оплачиваться. Ха- рактеристика субъективная — тут нужно включать свой внутренний ценз. Заказчик сможет использовать резуль- • тат работы, а задание — индивидуаль- ное для каждого соискателя. Вас просят доработать выполненное • тестовое. Работодатель не готов ответить на ваши • уточняющие вопросы по заданию. Компания похожа на однодневку: сайт • сделан на коленке, в интернете нет от- зывов ни от сотрудников, ни от клиен- тов, да и вообще информации в сети о компании мало. Вы не очень заинтересованы в этой • работе: есть более привлекательные варианты — и вы предпочитаете выпол- нить тестовое задание для них. По материалам сайта Rabota.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=