РДВ - Ярославль

8 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №96 (1818), 28 декабря 2020, понедельник актуально 18 фраз, которые не стоит говорить начальнику И как правильно их заменить Язык наш — враг наш. Особенно под давлением, в минуты стресса или сильной усталости, а также «на ковре» у руководства. Некоторые неудачные формулировки могут испортить репутацию, отношения с коллегами и начальником. Елена Тимофеева Мы попросили Игоря Шутова, начальника отдела кадров ООО «Таврида Электрик», и Ирину Гусакову, директора по персона- лу сети магазинов «Улыбка радуги», пере- числить фразы, которые нельзя говорить руководителям. Прочитайте внимательно и запретите себе их произносить. Вместо них запомните фразы-заменители, кото- рые выручат, если отмолчаться будет не- возможно. ЧТО ПОДУМАЕТ НАЧАЛЬНИК: вы хотите избежать ответственности за свою работу 1. «Я не смогу» Почему не стоит говорить: Когда вас принимали на работу, отбирали по про- фессиональным навыкам, опыту и до- стижениям, внутренней мотивации. Раз пригласили на должность, значит, пове- рили в вас и вашу профпригодность. Если руководитель — вменяемый человек, а не садист-самодур, поручение, скорее всего, входит в ваши должностные обязанности. Отказываясь от него с формулировкой «не могу», вы признаетесь в нежелании делать (читай: в собственной лени). Как лучше сказать: «Сделать это будет сложно, потому что… [аргументы]. Кроме того, могут возникнуть неприятные по- следствия, такие как… [перечислите по- следствия и риски]. Но мы можем посту- пить так… [ваши предложения и идеи]». 2. «Это от меня не зависит» Лучше сказать: «Результат работы зави- сит не только от меня, но и от усилий всей команды». 3. «Как бы я ни старался, у меня не по- лучается» Лучше сказать: «Уверен, что приложен- ные мной усилия дадут плоды в ближайшее время». 4. «Это не входит в мои должностные обязанности» Почему не стоит говорить: Даже если на- чальник действительно предлагает задачу за пределами вашей рабочей рутины, та- кой категоричный отказ он растолкует как: лень; • недостаток субординации (в худшем • случае — как личное оскорбление и по- сягательство на авторитет руководителя); отсутствие лояльности к компании и • командного духа: раз работу хотят пору- чить вам, возможно, больше некому или коллеге нужна помощь; нежелание развиваться в профессии и • творчески подходить к работе. Ваш отказ начальник может принять вежливо. Он найдет другого исполнителя, но в будущем не станет предлагать вас для повышения или выбивать вам прибавку к зарплате. Как лучше сказать: «Я был бы рад новым задачам, но тогда давайте обсудим, кому можно доверить часть моих несложных текущих дел, чтобы общий результат не по- страдал». 5. «Я работаю как могу» Лучше сказать: «Я прикладываю макси- мум усилий, чтобы получить результат». 6. «Я не знаю / не умею» Почему не стоит говорить: Не знать что- то — нормально и не страшно, даже если речь о ваших профессиональных компе- тенциях. Уметь всё — и вовсе невозможно. Мир меняется быстро, он постоянно ставит перед специалистами новые задачи. При- знаваться в том, что вы чего-либо не знаете или не умеете, — допустимо, но это при- знание не должно превращать вас в беспо- мощного ребенка (читай: в проблему для руководителя). Как лучше сказать: «Я сейчас этого не знаю, но выясню… [укажите срок]». Или: «Я пока не умею это делать, но найду под- ходящий учебный курс или наставника —и научусь… [назовите срок]». Или: «Из того, что я знаю… [поделитесь информацией, которой владеете]. Остальное выясню». 7. «Хочу с вами посоветоваться» Почему не стоит говорить: Если вы при этом не приносите варианты решений, то фраза больше похожа на проявление страха, манипуляцию, желание перело- жить ответственность. Лучше сказать: «Хочу с вами посове- товаться насчет… [озвучьте проблему, варианты решения, риски и возможно- сти]». 8. «Это должен делать не я, а...» Почему не стоит говорить: Здесь сразу несколько нежелательных моментов. Во- первых, вы будто бы считаете, что можете отдать часть задач соседу или смежному подразделению. Во-вторых, создается впе- чатление, что руководитель недостаточно ясно донес причину, по которой поручил вам эту задачу. В-третьих, может показать- ся, что вы не до конца разделяете отноше- ние к делу в вашей компании, ее корпора- тивную культуру. Лучше сказать: Ничего. Промолчите. Воз- можно, новая задача или обязанность ста- нет очередным этапом вашего профессио- нального и карьерного роста. 9. «Я постараюсь/попробую» Почему не стоит говорить: Вы уходите от ответственности, потому что фраза под- разумевает продолжение: «...но, если не получится, я не виноват». На работе нуж- но делать, а не придумывать отговорки и оправдания. Как лучше сказать: «Чтобы выполнить эту задачу, мне потребуется… [обсудите сроки, инструменты, помощников]». ЧТО ПОДУМАЕТ НАЧАЛЬНИК: вы не умеете планировать работу и расставлять приоритеты 10. «У меня аврал. Я не знаю, за что хва- таться» Лучше сказать: «Сейчас у меня много сти- хийных задач, которые мы не планировали ранее». 11. «Меня всё время кто-то отвлекает! Никак не могу приступить к новой зада- че» Лучше сказать: «Сейчас я провожу встре- чи и планерки с коллегами, чтобы выпол- нить стоящие передо мной задачи». 12. «Не уверен, что уложусь в сроки» Лучше сказать: «По этим задачам нужно уточнить сроки». 13. «Я не успел» Почему не стоит говорить: Либо вам не хватает самоорганизации, либо ваши приоритеты не совпадают с приоритетами руководителя. И здесь не всегда виноват сотрудник: часто это сигнал для начальни- ка, что его модель управления нужно скор- ректировать — то есть предложить помощь и поддержку, изменить способы обратной связи, вместе выделить наиболее важные задачи, назначить точки промежуточного контроля. Лучше сказать: «Я не успел и предлагаю… [варианты решения возникшей проблемы]». ЧТО ПОДУМАЕТ НАЧАЛЬНИК: вы плохо взаимодействуете с коллегами 14. «Вы не правы» Почему не стоит говорить: Насколько бы демократичным ни был ваш начальник, подобная фраза, к тому же высказанная публично, ударит по его эго и авторитету. Кроме того, это может быть расценено как провокация. Как лучше сказать: «Дело в том, что у меня другая информация. Давайте я ее про- верю и вернусь к вам, чтобы продолжить обсуждение». Или: «Вы правы в том, что… [найдите в позиции начальника нечто, с чем вы согласны], но есть и другая сторо- на… [ваша позиция]». 15. «Я ему давно написала письмо, но он пока мне не ответил» Лучше сказать: «Не всегда удается полу- чить оперативную обратную связь». 16. «Мне кажется, она меня недолюбли- вает» Лучше сказать: «Мы приходим на работу, чтобы работать. И мне бы не хотелось при- нимать участия в интригах и выяснении личных отношений». 17. «Я уже год работаю в компании и до сих пор не знаю, чем занимаются колле- ги» Лучше сказать: «Мне бы хотелось больше узнать о стратегии и планах развития ком- пании, а также о том, чем занимаются мои коллеги. Уделите мне, пожалуйста, немно- го времени, чтобы рассказать об этом». 18. «...или я увольняюсь» Почему не стоит говорить: И вы, и руко- водитель понимаете, что ваш уход и сроч- ный поиск замены создадут для компании проблему. Вы как минимум показываете, что нелояльны к компании, ненадежны и не умеете общаться профессионально, без шантажа, угроз и манипуляций. Ситуация может решиться в вашу пользу, но началь- ник, скорее всего, начнет искать кого-то на ваше место. Как лучше сказать: Промолчите. Если же скажете эту фразу вслух — будьте готовы действительно уйти. Если уйти готовы, сна- чала выберите себе новую работу. А также помогите компании найти замену — это сохранит вашу репутацию. *** Даже в доброжелательной беседе на корпо- ративе не стоит рассказывать начальнику: о чужих оплошностях (в формате обвине- • ний, жалоб или доноса); скуке, с которой выполняете рабочие • обязанности; подработках, фрилансе, хобби-бизнесе; • вашем недовольстве «привилегиями», • которые якобы есть у другого сотрудника; хронических заболеваниях и семейных • проблемах, которые прямо сейчас не от- ражаются негативно на вашей работе; ваших политических и религиозных • взглядах. По материалам сайта Rabota.ru найдем команду для успешного бизнеса

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=