РДВ - Ярославль
8 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №92 (1814), 14 декабря 2020, понедельник актуально Какие фразы нужно говорить на собеседовании с эйчаром Словарь-разговорник для тех, кто ищет работу Почемунапервомсобеседованиипринятоприседатьвреверансахипокорять улыбками человека, который ничего не понимает в программировании, хирургии, слесарном деле, а то и вовсе не отличает дебет от кредита? Что это вообще за существо такое — эйчар? Елена Тимофеева Эйчар—это первый фильтр, через который проходит почти каждый, кто ищет работу. Задача этого «фильтра» не допустить, что- бы руководство компании тратило время на людей, которые не впишутся в корпора- тивную культуру компании. У вас еще будет возможность продемон- стрировать профессионализм, знание тер- минологии и экспертное мнение будущему руководителю или коллегам, если сумеете доказать, что вы адекватный человек с раз- витым умением общаться и другими «софт- скиллами» (навыками тайм-менеджмента, дисциплиной, пунктуальностью, критиче- ским мышлением). А пока... Представьте, что вы попали на профес- сиональное мероприятие для специалистов в вашей сфере. Все понимают друг друга с полуслова, выступают и общаются на про- фессиональном сленге, в курсе последних новостей отрасли. Вы сразу чувствуете себя своим и уважаете законы этого микромира. Эйчар-сообщество — тоже микромир, а ответы на собеседовании — ваше не- большое, но ответственное выступле- ние. Умение говорить с эйчарами на их особом языке повысит ваши шансы пройти дальше первого собеседования — до встре- чи с будущим руководителем и приглаше- ния на работу. ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЭЙЧАРАМ НА СОБЕСЕДОВАНИИ Мы составили шаблоны «идеальных» отве- тов на главные вопросы первого интервью — вам нужно подставить свои достижения, кейсы, опыт, личные качества. А то, что по- лучится, — воспроизвести на встрече с эй- чаром. Эйчар: «Расскажите о вашем опыте». «На прежнем месте работы я занимался... решал... выполнял... проводил... руково- дил... В этом мне помогали знания... и... Кроме того, я умею... За время работы я добился положительных результатов: коли- чество клиентов выросло на... степень удо- влетворенности клиентов обслуживани- ем (согласно опросам) возросла на... Мое предложение по оптимизации... сэкономи- ло компании...» Эйчар: «Почему вы ушли с прежнего ме- ста работы?» «В компании на момент ухода у меня не было возможности развиваться как профес- сионалу. В течение... лет я выполнял при- мерно одни и те же обязанности и отлично с ними справлялся. Например... (тут нужен конкретный пример из практики, когда вам что-то удалось). Работа и продукт мне нравились, отношения с коллегами были отличные, и я верил, что компания исполь- зует не все возможности на нашем рынке. Прошел профессиональное переобучение на... и предложил руководству идеи по раз- витию бизнеса, был готов взять на себя новые задачи и ответственность, но руко- водству это было не нужно. Я осознал, что достиг потолка». Эйчар: «Почему вы хотите работать у нас?» «Я очень обрадовался, когда увидел эту вакансию. Мне нравятся ваши продукты, особенно... — себе такой взял и был бы рад всем знакомым продать. (Улыбка.) Я вижу, что компания активно растет, планирует выйти на рынки... — а у меня как раз есть соответствующий опыт и связи... (дальше нужно назвать конкретные примеры). Кро- ме того, я верю, что лучше всего человек работает на своем месте, а я идеально под- хожу для этой должности, потому что так давно занимаюсь продажей продуктов... (названия продуктов), знаю о них всё, и они мне даже во сне снятся». или «Я из рода потомственных... и мне всегда нравилось... (что-то делать). К сожалению, так сложилось, что я получил образование, далекое от этой сферы, но продолжал ею интересоваться. Работа в вашей компании поможет мне стать ближе к своим корням». или «Я с детства мечтал стать летчиком, но не прошел по здоровью. Продажа самолетов топовым авиаперевозчикам приблизит меня к детской мечте». Эйчар: «Почему вы? (Почему мы должны взять именно вас?)» «В компании сложилась ситуация, при которой... Это создавало следующую про- блему... Руководство поставило цель... Я предложил несколько гипотез и вариантов решений. Принялся тестировать их одну за другой. Гипотеза... оказалась верной, поэ- тому я провел следующие мероприятия... (нужно перечислить, что вы сделали). В ре- зультате... — и цель была достигнута. Счи- таю, что причиной успешного исхода дела стало то, что я... (тут нужно указать ваши сильные стороны), умею... (навыки, в том числе навыки общения), знаю... (програм- мы, инструменты, законы и т. д.)» или «У моей компании была цель выйти на ры- нок… (какой именно), но не хватало спе- циалистов со знанием… (какими именно знаниями). Я решил, что мне эта задача ин- тересна, проучился и предложил свою кан- дидатуру. Уже через год у нас появилось... клиентов на этом рынке, и с тех пор их ко- личество стабильно растет». или «Когда я пришел в компанию... я понятия не имел, как делать... Но благодаря... я научил- ся...—иуже через... месяцевпринес... (здесь нужно указать результат с цифрами)». ЧЕГО НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ ЭЙЧАРАМ Оставим в стороне очевидное: «Я к вам временно», • «Мне бы до пенсии как-нибудь дорабо- • тать», «Хорошо, что Меркурий нынче не ре- • трограден, значит, ваша компания мне подходит», «Нет, вопросов к вам у меня нет — вы же • уже про зарплату сказали», «Я так-то работать не люблю, просто жена • заставляет». Есть и другие, кажется, довольно обычные фразы, которые точно заставят эйчаров на- сторожиться, а ваши шансы получить рабо- ту резко снизятся. Мы попросили экспертов с большим опытом в подборе персонала объяснить, почему эти фразы нужно зане- сти в стоп-лист и чем их лучше заменить. «По первому высшему образованию я • юрист, по второму — экономист, за- щитился на кандидата, за последние пять лет прошел несколько курсов по- вышения квалификации по разным направлениям работы». Само по себе образование — не безуслов- ный козырь, а лишь повод предположить, что вы справитесь с работой. Подчеркните, что вы постоянно совершенствуете навыки, а затем «оцифруйте» полученные знания в конкретные результаты для работодателя: каких улучшений в результате добились, сколько денег сэкономили, какие учебные инсайты вылились в рост продаж или при- были. Екатерина Полукеева, карьерный консуль- тант «Я устала и выгорела на прежней ра- • боте. Вы даже не представляете, как меня достал начальник, коллеги, вид из окон и капризы клиентов. Надо было что-то менять!» Такую честность эйчар вряд ли высоко оце- нит. Скорее, справедливо заподозрит, что вы пришли на новое место отдохнуть, пере- ждать, отсидеться «за оклад» — а вовсе не работать. Екатерина Тарасова, эксперт по карьере «С начальником мне очень не повез- • ло: постоянно приписывал себе мои достижения, при этом не мог четко сформулировать задачи и презенто- вать идеи сотрудников так, чтобы их приняло руководство. В общем, если бы не я, его бы давно уволили». Запретите себе говорить плохо о предыду- щем работодателе, критиковать эмоцио- нально и без аргументов руководство или корпоративную политику и уж тем более — привирать при описании своих заслуг. Екатерина Полукеева «Да я с коллегами разругался! Эти лен- • тяи только и делали, что подставляли меня перед начальником». Когда вы ругаете прошлого руководителя, эйчар думает: «Та-а-ак, это он и о нас так же будет говорить. Человек конфликтный». Если конфликт был, уйти от прямого вопро- са невозможно или вы подозреваете, что эйчару о нем уже известно, — без эмоций расскажите, в чем конкретно не сошлись взгляды, как вы решали спорный вопрос и почему поняли, что конфликт неразрешим, а вам не по пути с компанией. Екатерина Тарасова «На прежнем месте я ежемесячно про- • давал на... миллионов, благодаря чему весь отдел неизменно выполнял пла- ны продаж в размере... миллионов. Всё потому, что мы смогли выйти на пар- тнеров... предложив им скидку в раз- мере...» Вариантов тут быть не может: не раскры- вайте коммерческую тайну. Эйчар справед- ливо сочтет, что вам нельзя доверять, а се- креты нового работодателя станут для вас козырем при следующем трудоустройстве. Екатерина Полукеева «Простите, но вы совершенно ниче- • го не понимаете в моей профессии и обязанностях, так что не сможете нор- мально оценить мои навыки и понять, насколько я эксперт». Пренебрежительное отношение к эйчару не сделает собеседование приятным для обеих сторон. Классный специалист всегда может доступно и лаконично объяснить лю- бому неподготовленному слушателю, чем именно он занимается. Кроме того, часто эйчар глубоко погружен в бизнес-процессы компании и хорошо понимает, какими на- выками должен обладать специалист, что- бы стать интересным на следующем этапе — интервью с руководителем. Инна Горбушина, директор по персоналу «Мой единственный недостаток — • перфекционизм» / «О себе скажу, что обладаю отличной стрессоустойчиво- стью». Сопроводите подобные утверждения кон- кретными примерами из профессиональ- ного или личного опыта, и тогда у эйчара не возникнет внутреннего ощущения «ни- когда раньше — и вот опять». Екатерина Полукеева «Раньше я барменом работал, причем • в лучших барах города. Но захотелось уже “нормальной” работы. Риелтор — то, что нужно. Почему бы и да?» Лучше проговорите, что на предыдущей ра- боте вы много общались с людьми, умеете считывать потребности, предлагать опти- мальное решение и верите, что этот опыт будет полезен в новой сфере. Екатерина Полукеева «Вы поймите: мне ну очень нужна эта • работа.Воспитываюоднаребенка,муж от алиментов бегает, без денег сидим ужеполгодастехпор, какменянапреж- нем месте сократили… А у меня ведь еще ипотека и пожилые родители!» Человечность и сочувствие никто не отме- нял, но держитесь ближе к тексту вакансии и правильно расставляйте акценты: вы хо- тите эту работу, потому что подходите для нее и будете полезны работодателю, а не потому, что нет другого выхода, кроме как «очень хотеть». Екатерина Тарасова По материалам сайта Rabota.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=