РДВ - Ярославль

3 РАБОТА ДЛЯВАС прием объявлений 670-607 Работа для вас №92 (1718), 12 декабря 2019, четверг трудоустройство Собеседование с роботом: как подготовиться? ЗАЧЕМ КОМПАНИЯМ HR-БОТЫ Со стороны этого не видно, но HR- специалисты тратят на подбор очень много ресурсов компании. А вот роботы со встро- енными элементами искусственного ин- теллекта экономят бизнесу время и деньги и выполняют рутинную работу не хуже че- ловека. По подсчетам экспертов один чат- бот может сэкономить около 13 рабочих часов рекрутера в неделю. Основная предпосылка для автоматиза- ции — растущая конкуренция за персонал, из-за чего компании должны находить и на- нимать людей быстрее. Поэтому в России технологию активнее используют работода- тели, которым требуется регулярно закры- вать тысячи линейных вакансий: менедже- ров по продажам, курьеров, операторов кол- центров, продавцов-консультантов. Объяс- няется это тем, что рынок труда испытывает наиболее сильный кадровый голод именно в сегменте массовых специальностей. Внедрение HR-ботов актуально в первую очередь для крупных компаний со штатом более 1000 человек и высокой текучестью персонала. В авангарде — финансовый и телеком-секторы, ретейл, ресторанный бизнес. В последнее время инструменты автома- тизации все чаще используются для отбора белых воротничков и узкопрофильных спе- циалистов, а не только рабочего персонала. ЧТО УМЕЕТ РОБОТ Переживать о том, что прием на работу за- висит исключительно от бездушной маши- ны, рано. Роботы не заменяют рекрутеров полностью — лишь экономят время и вы- полняют операции, где человек менее эф- фективен. Обычно в обязанности роботов входят следующие функции. 1. Поиск резюме и их оценка на соответ- ствие требованиям. На основе заданных рекрутером параметров «идеального кан- дидата» система самостоятельно ищет на карьерных сайтах и в соцсетях подходящих по критериям специалистов. Когда находит, автоматически заносит все данные и кон- такты в соответствующую вакансию в базе. 2. Обзвон соискателей при помощи ау- диобота. Это очень популярный инструмент в массовом подборе, где от кандидатов не требуется наличие специальных навыков и особой квалификации. Обычно бот обзвани- вает релевантных кандидатов по заданному скрипту, чтобы провести первичнуюпровер- ку и оценить заинтересованность в работе. Раньше эти данные собирали рекрутеры, на что уходило гораздо больше времени. Одна- ко эффективность аудиоботов при «холод- ных звонках» на первичном этапе отбора пока под вопросом — люди не любят раз- говаривать с ботами и часто бросают труб- ки. Куда более эффективно использовать аудиоботов, чтобы назначать интервью, информировать о проверках, приглашать на обучение или для сбора обратной связи. 3. Сбор данных через чат-бота. В ходе ко- роткой беседы боты узнают от соискателей все, что требуется для отбора на линейную вакансию. Помимо формальных вопросов об опыте, образовании, возрасте и удобном районе для работы, бот может задавать и более специализированные – о знании ино- странных языков, категории водительских прав, наличии медкнижки, пожеланиях по зарплате и прочем. Многие чат-боты даже умеют распознавать профиль кандидатов, чтобы в процессе разговора предлагать им более подходящие вакансии. Крупные компании все чаще заменяют живых рекрутеров машинами — это экономит бизнесу время и деньги. А что нужно знать кандидатам, готовясь к собеседованию с роботом? 4. Первичный отбор по видеоинтервью. Роботы уже умеют оценивать нас по hard skills, указанным в резюме, и анализиро- вать, подходим ли мы к требованиям вакан- сии. Но в оценке soft skills без человека пока не обойтись. На российском рынке почти нет роботов, которые проводят видеоин- тервью в реальном времени и полностью оценивают кандидатов, но движение в этом направлении наметилось. Сегодня этап ро- ботизированного интервью выглядит так: кандидат получает ссылку на сервис, где ему предлагается записать на видео корот- кие ответы на 5-10 вопросов и сохранить их в системе. Обычно это стандартные во- просы о прошлом опыте работы, причинах интереса к компании и профессиональных качествах. После рекрутер просматривает собранные роботом данные в удобное для себя время и принимает решение. Видео- интервью позволяет специалистам и кан- дидатам не тратить время друг друга зря. Если же человек нравится, видео помогает рекрутеру сделать очное интервью пред- метным, без формальных вопросов. 5. Онлайн-тестирование на профессио- нальные и личностные навыки. Тоже ав- томатизированный этап, но результаты его оценивает человек — нужно иметь это в виду и не пытаться обмануть систему. В массовом подборе такой инструмент часто используется в дополнение к видеоинтер- вью, чтобы рекрутер отсматривал записи только успешных кандидатов, поэтому важ- но относиться к нему предельно серьезно. КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИНТЕРВЬЮ С БОТОМ Мы уже привыкли решать вопросы техпод- держки с банками и сотовыми оператора- ми в приложениях или через чат-боты, но почему-то часто боимся таких технологий, когда ищем работу. Чтобы не упустить при- влекательную вакансию, кандидатам нуж- но менять подход к поиску работы и быть готовым общаться не только с человеком. Нужно смириться с тем, что с каждым годом вероятность встретиться с такими инстру- ментами при отборе на позицию все выше. Это станет обыденностью, а не экзотикой. Итак, как себя вести, если собеседование проводит робот? Указывайте в резюме конкретные триг- геры для поиска: специализации, ключе- вые слова в опыте работы и образовании, навыки. Робот ищет соискателей по опре- деленному «словесному» портрету долж- ности, который чаще всего основан на ре- зюме лучших сотрудников компании. Вы с б о льшей вероятностью попадете в выбор- ку, если резюме будет соответствовать кон- кретнымпараметрам.Хорошейподсказкой, что именно писать, станет текст вакансий, которые вам интересны. Как правило, ра- ботодатели готовят скрипты для ботов на основе типовых описаний должностей — с высокой вероятностью в искомой вакансии будут те же ключевые триггеры. Например, если вы хотите получить ра- боту менеджера по продажам в банке, то обязательно укажите в резюме специали- зацию, прямые обязанности и конкретные названия банковских услуг: клиентское об- служивание, консультирование по услугам ипотечного и потребительского кредитова- ния, открытие депозитных счетов и вкла- дов, продажи страховых продуктов. В разделе «Компетенции» укажите что-то из следующего: прямые продажи, ведение CRM, холодные/теплые звонки, эффектив- ные переговоры, заключение договоров, составление планов продаж, выставление счетов. Чтобы повысить вероятность попадания в выборку для конкретной вакансии, в раз- деле «О себе» можно написать названия ор- ганизаций, где бывыхотелиработать: «Мне интересна работа на позиции менеджера по продажам в банке “Север”». Так робот сможет найти ваше резюме по триггерам в виде названия должности и компании. В общении с аудио- и чат-ботами тоже следует использовать ключевые слова, так как они могут распознаваться системой, и это даст вам дополнительные очки. Но не переусердствуйте, чтобы ваша речь не пре- вратилась в набор SEO-штампов! Все же ро- бот оценивает не только текст, но и общее смысловое содержание ответов. И всегда четко отвечайте на заданный вопрос, не используя слова-сокращения или сленг, — боты распознают только пря- мые и неэмоциональные ответы. ПРИМИТЕ ПРАВИЛА ИГРЫ Главное преимущество робота перед чело- веком в том, что он работает в режиме 24/7 — соискатели могут общаться с потенци- альным работодателем в любое время, а не только в течение рабочего дня. Используя автоматизированную обработку резюме, чат- и аудиоботов, видеоинтервью, онлайн- игры и симуляторы, работодатели хотят не просто сэкономить, а улучшить опыт взаи- модействия с кандидатами. Принимая эти правила, с вовлеченно- стью реагируя на подобные инструменты, кандидат может показать свою мотивацию и быстрее пройти первичные этапы отбо- ра. А в конечном счете первым оказаться на очном интервью. При этом не нужно ду- мать, что эти инструменты заменяют лич- ное общение — они лишь дополняют его, помогают минимизировать время компа- ний и кандидатов. Известны случаи, когда, например, кан- дидат на должность менеджера по про- дажам подходил к этапу видеоинтервью творчески и экспромтом разыгрывал це- лую сценку про навыки продаж вместе с другом, игравшим роль покупателя. Так, на практике он демонстрировал навыки об- щения с клиентами. Конечно, креативное видео выгодно смотрелось на фоне других и запомнилось рекрутеру. Видеоинтервью может сыграть на руку тем, кто волнуется на встречах с рекрутера- ми и не умеет себя «продавать». Важно пом- нить, что собеседование по видео ничем не отличается от встречи: нужно произвести хорошее впечатление, а видео в любом слу- чае будет просматривать человек. И если он решит, что вы не воспринимаете этап интервью с роботом всерьез, то вас вряд ли пригласят на реальное собеседование. Конечно, стоит учесть и более формаль- ные нюансы. Для записи видеоинтервью потренируйтесь говорить кратко и по делу. Имеет смысл подготовить ответы заранее, так как на каждый ответ отводится огра- ниченное количество времени — обычно от одной до трех минут в зависимости от сложности вопроса. Подготовьтесь, изучите вакансию и сайт компании, оденьтесь в соответствии с дресс-кодом, выберите хорошо освещенное тихое место и проверьте работу техники. Если изображение на видео будет темным, а звук тихим, то при просмотре записанных роботом интервью рекрутер может посчи- тать такой ролик «бракованным» и даже не открыть его. Как правило, задачей всех онлайн-этапов отбора является первичный отсев. Чтобы его пройти, нужно набрать определенное количество баллов. Фокусируйтесь не на том, чтобы выполнить каждое задание, а в целом на задаче — пройти этап. И тогда робот окажется лучшим помощником при трудоустройстве. Публикуется по интернет-изданию Forbes.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=