РДВ - Ярославль
2 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №92 (1718), 12 декабря 2019, четверг тенденции Традиционные ремесла в новом формате ПЕРСПЕКТИВЫ Как сегодня можно развивать и продвигать местные ре- месла и промыслы? Ответ на этот вопрос призван дать новый проект «Кол- лаборация без клюквы», который стал победителем очередного конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина. В конце ноября автор и куратор идеи Екатерина Змеева представила свой проект в ходе встречи, организованной в Пошехонье. Это была и профессиональная дискуссия, и обмен опытом, и творческая лаборатория. Встреча дала непосредственный старт про- екту «Коллаборация без клюквы», задача которого – показать, какие мастера есть в Ярославском крае, какие удивительные вещи они создают, и придать новую, совре- менную интерпретацию традиционным ремеслам. Участниками встречи стали ре- месленники и музейщики Ярославской об- ласти, которые занимаются реконструкци- ей местных промыслов. Автор и куратор проекта «Коллаборация без клюквы» – кандидат искусствоведения, музейный проектировщик Екатерина Змее- ва стала победителем конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотво- рительного фонда Владимира Потанина и получила грант на реализацию своей идеи. – Слово «коллаборация» сознательно за- имствовано из языка модной индустрии, – прокомментировала название проекта Екатерина Змеева. – Этот термин стреми- тельно входит в наш язык, в сфере дизайна так называют создание совместного проек- та, каждый участник которого привносит что-то свое. Основная идея нашего про- екта – сотрудничество и сотворчество ре- месленных мастерских, музеев региона и современных дизайнеров. А «без клюквы» – значит без обмана, без подмены тради- ционного искусства его обобщенным поп- образом и кичем, без безвкусицы. Один из экспертов проекта – музейный проектировщик, кандидат исторических наук, доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук Влади- мир Дукельский – добавил: – Клюква – это стилизация, имитация, это попытка скармливать пищу, которую кто-то уже ел, и поэтому реакции это вызы- вает соответствующие. А истинная тради- ция – это всегда творчество, синтез, сплав, переплавка, это не повторение, а осмысле- ние. Одна из участниц встречи вспомнила созвучное высказывание Густава Малера: «Традиция – это передача огня, а не покло- нение пеплу». Вот и проект «Коллаборация без клюквы» предполагает не какую-то перепевку, не- кое простое повторение уже созданного, а творческую интерпретацию сохранивших- ся промыслов, их переосмысление, живую работу. По замыслу Екатерины Змеевой к ремесленникам присоединятся дизайнеры европейского уровня: их задача – создать новые продукты на основе интерпретации традиционных промыслов, техник, сти- листик. Скажем, вдохнуть новую жизнь в изготовление изразцов или шитье мона- стырских одеял, в изготовление кукол или ярославского традиционного костюма… Причем должны быть созданы именно мод- ные вещи, отвечающие современным ди- зайнерским трендам. Пожалуй, это самый верный путь и сохранить интерес людей к истокам, и дать новые идеи дизайнерам. Сложности, безусловно, будут. Как точ- но подметила эксперт Светлана Липкина, дизайнер, основатель и главный редактор портала Low-Tech Design, куратор конкур- са «Придумано и сделано в России», – пока еще дизайнеры и ремесленники редко на- ходят общий язык: – Дизайнеры считают, что ремеслен- ники слишком лубочны, а ремесленники воспринимают дизайнеров как личностей чересчур попсовых, не вникающих в суть промысла. Но отношение постепенно ме- няется, все чаще появляются совместные проекты, и на первый конкурс «Придумано и сделано в России» откликнулось немало участников. Сегодня в нашей базе поряд- ка 1300 дизайнеров, которые занимаются каким-то конкретным производством, опи- раясь в большей или меньшей степени на традиционные ремесла. Для реализации проекта «Коллаборация без клюквы» выбрано шесть точек, где ре- месленники и музейщики открыты для со- трудничества и сотворчества. Пошехонье – одно из таких мест. Здесь в конце ноября собрались потенциальные участники этого творческого эксперимента – ремесленники Ярославской области, которые показали свои работы. Изразцы представил кера- мист и реставратор из Ярославля Алексей Золотов. Романовское кружево продемон- стрировала Любовь Денежкина из Тутаева. Традиционную куклу Ярославской области «ярославскую растрёпу» привезла Татьяна Лихачева, а традиционную даниловскую – Наталия Кузнецова. Одним из самых впечатляющих стал по- каз традиционного ярославского женского костюма из коллекции реплик, которую создала Анастасия Носкова, дочь многим известной Надежды Балуевой. Анастасия привезла два наряда – один выходной, другой повседневный. Многие (в первую очередь, конечно, женщины) восхитились этими ситцами и пришли к мнению, что было бы очень даже здорово надеть платье с таким принтом, только скроенное, напри- мер, в стиле бохо… Информации по ярославскому традици- онному костюму крайне мало, и создавать такие реплики очень сложно. Даже ситец, как выяснилось, Анастасия заказывала у американских поставщиков – на нашем рынке ткань с рисунком близким к истори- ческому не найти. Пока, по крайней мере. Возможно, новый проект «Коллаборация без клюквы» как-то изменит эту ситуацию. Пошехонье, безусловно, стало идеаль- ным местом для первой встречи и стар- та проекта – более глубокой глубинки в Ярославском крае, пожалуй, не сыщешь. И глубинка эта как раз живая, настоящая – тоже без клюквы. Здесь хочется неспешно пройтись по центру, рассмотреть здания, сохранившие стилистику XIX века – Тор- говые ряды, дома купцов Шалаева и Свеш- никова, Городскую управу… От бывшей Базарной площади (сегодня это площадь Свободы) лучами расходятся пять главных улиц – когда-то они назывались Рыбинская, Даниловская, Ярославская, Любимская и Мологская, поскольку вели в соответству- ющие города. Особенно живописны место слияния рек Соги, Согожи и Пертомки и маленькая набережная с недавно установ- ленными фонарями. Свое имя Пошехонье получило по про- текавшей здесь реке Шехони (одно из на- званий Шексны). С XVIII века в этом крае развивался золотобойный промысел (из- готовление тончайших листов сусального золота и серебра) и множество ремесел – хлебопекарные, портняжные, сапожные, столярные, кузнечные. Когда-то здесь был и сыродельный завод, на котором делали известный по всей России Пошехонский сыр – в данный момент предприятие разру- шено, но в планах его восстановить. Сегодня в Пошехонье работают хлебоза- вод, льнозавод, два рыбозавода, кондитер- ская и швейная фабрики, а также несколь- ко баз отдыха. Существуют и ремесленные мастерские. В частности, на первой встрече проекта «Коллаборация без клюквы» тради- ционную для Пошехонья гаютинскую ро- спись представили СергейШибалов и Елена Монахова, а Людмила Добрецова и Светла- на Румянцева продемонстрировали поше- хонские стеганые монастырские одеяла. Проект «Коллаборация без клюквы» продлится до середины 2021 года. Основ- ными его итогами станут интернет-портал, выставка и документальный сериал. В ходе проекта состоится серия междисциплинар- ных дискуссий о местной культуре и эсте- тике с участием дизайнеров, искусствове- дов, культурологов, историков. И кто знает, какие открытия нас ждут на этом пути… Торжественное собрание по случаю юбилея прошло на главной площадке музея – в Гу- бернаторском доме. Президент России Вла- димир Путин направил поздравительную телеграмму в адрес коллектива музея. В ней, в частности, говорится: «Ваш музей по праву считается крупным, самобытным культурно- просветительскимцентромЯрославскойобла- сти и всей страны. В его уникальном собрании – произведения выдающихся художников, гра- фиков, скульпторов, предметы старины, ше- девры декоративно-прикладного искусства». В свой День рождения Ярославский худо- жественный музей сделал подарок гостям – в здании Митрополичьих палат открылась выставка «Обретение». На ней представле- ны иконы XVI – начала XX веков, найден- ные на чердаке здания во время ремонта крыши в 1977 году. Под слоем земляной насыпи образы пролежали около 50 лет – таким способом музейные сотрудники, ри- скуя не только работой, но и жизнью, спас- ли памятники от уничтожения. Первые 100 лет… СОБЫТИЕ Ярославский художественный музей – крупнейший музей ис- кусств в российской провинции, единственный специализированный худо- жественный музей области – 5 декабря отметил 100 лет со дня основания. Несколько поколений реставраторов на протяжении многих лет работали над вос- становлением этих икон. Часть отрестав- рированных образов – дипломные работы выпускников знаменитой «Строгановки». На выставке 38 возвращенных памятни- ков. Остальные ждут реставрации. Конечно, и сам Художественный музей получил в этот день подарки. Среди них – коллекция открыток Елизаветы Бём из личного собрания Анатолия Лисицына, несколько графических работ режиссера- аниматора, обладателя премии «Оскар» Александра Петрова… А за несколько месяцев до юбилея Ярос- лавский художественный получил бесцен- ный подарок от Русского музея – петер- буржцы привезли работы Архипа Куинджи. Эту выставку, которая продлится до 15 де- кабря, уже посетили более 33 тысяч чело- век. А в следующем году из собрания Рус- ского музея в Ярославль прибудут картины знаменитого Валентина Серова. Материалы полосы подготовила Лора Непочатова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=