РДВ - Ярославль

3 РАБОТА ДЛЯВАС прием объявлений 670-607 Работа для вас №74 (1700), 10 октября 2019, четверг тенденции Трудовые книжки станут цифровыми Электронные трудовые книжки: плюсы и минусы ТОЧКА ЗРЕНИЯ С 2021 года трудовые книжки будут вестись в электронном виде. Существование на бумажном носителе они полностью прекратят с 1 января 2027 года. В чем плюсы и минусы перехода на цифру? Слово – экс- пертам. Трудовая книжка – документ о трудовой де- ятельности и стаже гражданина, который ведется организациями и работодателями (включая предпринимателей) по основной работе. После 1 января 2021 года потре- буется сохранить два формата книжек для сотрудников, подавших об этом заявление. Остальные перейдут на электронный вари- ант. В их числе будут и те, кто впервые по- ступает на работу с 1 января 2021 года. Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, ко- торые учитываются в бумажной трудовой книжке. Новый документ будет называться ПЕРСПЕКТИВЫ С 2020 года в России планируется ввести электронную тру- довую книжку. Переход будет осуществляться постепенно, при этом работо- дателям нужно будет заботиться одновременно об электронных и бумажных книжках. «Сведения о трудовой деятельности». Он будет вестись персонально в отношении каждого гражданина только в цифровом формате без какого-либо физического но- сителя. Электронная трудовая книжка обеспечит постоянный доступ работников к инфор- мации о своей трудовой деятельности, а ра- ботодателям откроет новые возможности кадрового учета. Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсион- ного фонда России – pfrf.ru и на Портале государственных услуг – gosuslugi.ru . У работника будет право контролировать достоверность этих данных, при необхо- димости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бу- мажной выписки. Предоставить ее сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также тер- риториальный орган Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональный центр (МФЦ). Пенсионному фонду Российской Фе- дерации будут переданы полномочия по аккумулированию сведений о трудовой деятельности граждан. Законопроект, ко- торый вносит изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», вводит обязанность работо- дателей с 1 января 2020 года представлять в информационную систему Пенсионного фонда России сведения о трудовой деятель- ности работников. Передача сведений бу- дет реализована в рамках существующего формата взаимодействия организаций с территориальными органами Пенсионно- го фонда. С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц будет необходимо предоставлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. С 1 ян- варя 2021 года сведения в случаях приема на работу или увольнения должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем приема на работу или увольнения. По информации пресс-службы отделения Пенсионного фонда России по Ярославской области Елена Беляева, директор по организаци- онному развитию и маркетингу компа- нии Grundfos: Этот переход – естественный процесс: все сервисы постепенно уходят в цифру, кадро- вые документы – не исключение. Плюсы состоят в возможности произво- дить все операции с информацией о тру- довом стаже в формате онлайн. Это удобно и сотруднику, и работодателю, и Пенсион- ному фонду, и всем прочим организациям, которым периодически нужна информация о занятости человека (например, банкам при выдаче кредитов). По сути, сотрудник при трудоустройстве не должен ничего приносить работодате- лю, компания просто получает из системы данные о предыдущих местах работы и вно- сит новую запись. Отсутствие необходимо- сти запрашивать выписки из трудовой и получать их в «натуральном виде» снижает нагрузку на HR-отдел. Сотрудник экономит время, получает выписку в любой момент в любой географической точке. Безусловно, для полного использования такого сервиса нужно, чтобы документ заверялся электронной подписью HR- сотрудника, иначе получится очередной фарс: распечатав документ дистанционно, нужно будет все равно идти за живой под- писью. Снизится возможность манипуляций с информацией о трудоустройстве. Уже нель- зя будет купить пустую книжечку и вписать в нее фиктивные данные. При этом работо- датель всегда сможет предварительно, до трудоустройства человека, проверить его трудовую историю и сравнить ее с пред- ставленным резюме. Минусы состоят в том, что, как и любая система, база данных о трудовой деятель- ности граждан будет сбоить. Написал не- верно одну букву в фамилии или названии компании, и трудовой стаж человека (а мо- жет и сам человек) потерялся в информа- ционных недрах. Потом доказывай, что ты существуешь и работал там-то в такое-то время. Судя по опыту, «доказывать» нужно лично и очно, что сразу же уничтожает все прелести электронного документооборота. Как и со всеми другими системами, воз- никает риск утечки информации. Это гло- бальный риск, связанный со всеобщей цифровизацией. При этом надо помнить, что далеко не у всех жителей нашей страны есть компьютер или смартфон, не все ак- тивные пользователи цифровых сервисов. Алексей Покидов, руководитель сервис- ного центра по обслуживанию персона- ла компании «Северсталь-Центр Едино- го Сервиса»: Электронные книжки имеют ряд преиму- ществ: Их невозможно потерять или подделать.  Работнику не нужно будет предоставлять  бумажные копии трудовой книжки, чтобы подтвердить сведения о трудовом стаже при обращении за государственными услугами. Кадровики быстро получат сведения о  трудовой деятельности соискателя при трудоустройстве. У работодателей снижаются издержки на  ведение и хранение бумажных книжек. От этого выигрывают все. Для работодателя это значительная экономия времени на ве- дении трудовых книжек в бумажном виде: экономия ресурсов, экономия бюджетов. К моменту расчета пенсии Пенсионный фонд (ПФР) будет обладать полной инфор- мацией о трудовой деятельности гражда- нина. Работник получит возможность в любой момент посмотреть записи, которые делает работодатель, а также направить свои дан- ные при трудоустройстве, в том числе и для работы удаленно. Каждый сотрудник будет иметь доступ к своей электронной трудо- вой книжке. Как будут предоставляться доступы юри- дическим лицам? Есть несколько вариан- тов. Самый вероятный вариант: только действующий работодатель будет иметь доступ к электронной трудовой книжке со- трудника. Это означает, что если на этапе подбора персонала работодатель захочет проверить карьерную историю кандидата, он запросит у кандидата выписку из элек- тронной трудовой книжки. Невероятный вариант: все работодатели будут иметь до- ступ ко всем электронным трудовым книж- кам сотрудников. Что противоречит Зако- ну о персональных данных. Как будут передаваться данные в Пенси- онный фонд? Для этого используется тех- нический формат xml. Будет разработан новый формат передачи данных в ПФР или расширен существующий формат пере- дачи. Информация передается в Пенсион- ный фонд до 15 числа следующего месяца за отчетным. Эти же сроки определены для электронных трудовых книжек с 1 января 2020 года. 2020 – пилотный год проекта, с 2021 года сроки становятся жестче. Например, инфор- мация о приеме или увольнении должна быть передана на следующий день после приема или увольнения. В 2021 году на элек- тронные трудовые книжки перейдут и ма- лые предприятия, где менее 25 сотрудников. Как работодателю подготовиться к пере- ходу на электронные трудовые книжки? Минтруд предложил перечень мер, кото- рые понадобится провести для перехода на новые правила в 2020 году. В том числе: С участием профсоюзной организации  подготовить, принять или изменить ло- кальные нормативные акты. Письменно уведомить работников о гря-  дущих изменениях. Обеспечить техническую готовность  компании, чтобы уже с 2020 года иметь возможность передавать сведения в электронном виде. Следующим этапом развития кадрового де- лопроизводства может быть полный пере- ход на электронный документооборот с ис- пользованием электронной подписи. Нина Филоненко, совладелец, директор по развитию компании «Экоокна»: Трудовые книжки – это российское явле- ние. На Западе практически нигде подоб- ных документов нет. Разработка электронных книжек в Рос- сии – часть масштабного плана по цифро- визации данных. Это чем-то напоминает историю с электронным дневником со все- ми плюсами и минусами. В трудовой книж- ке будут храниться не только записи с мест работы, но и информация об образовании, о повышении квалификации. Невозможно будет подделать диплом или купить трудо- вую книжку в метро. Предполагается, что проект заметно упростит кадровое дело- производство и документооборот, облегчит работу Пенсионного фонда и налоговой. С другой стороны, многие родители знают, как долго настраивалась система электронных дневников и сколько проблем испытали учителя, ученики и их родители. Едва ли стоит ожидать, что новый проект заработает сразу, как надо. А любые сбои в работе и неполадки могут негативно отраз- иться на трудоустройстве граждан или по- влекут дополнительные проблемы для са- мих компаний. Непонятно, что делать ма- леньким компаниям в регионах, у которых нет даже нормального доступа в Интернет. Кроме того, далеко не все сотрудники хотят афишировать определенную инфор- мацию о себе. Получается, что с введением повальной цифровизации человек оказы- вается без всякой защиты и приватности, как было раньше. Есть и сомнения, что та- кие системы будут обеспечены надежной защитой. А что делать, если данные попа- дут к злоумышленникам? Публикуется по интернет-изданию E-xecutive.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=