РДВ - Воронеж
Работа для вас. Центрально-Черноземный регион № 38 (1376), 30 сентября 2024, понедельник 7 239-08-02, 239-00-03 прием объявлений по телефонам в помощь соискателю ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОЧЕЙ КОММУНИКАЦИИ Единственный человек, с кото- рым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас. Зигмунд Фрейд На тему улучшения внутрикомандного взаи- модействия написано множество статей. Тексты пестрят малопонятными большинству терми- нами и, после прочтения двух-трех таких мате- риалов, ничего в голове по полочкам не раскла- дывается, а скорее наоборот — перепутывается. «Умное рабочее пространство», «кодирование информации», «радикальная откровенность», «инвестирование в себя», «инклюзивность» и прочее — это, конечно, хорошо. Но все-таки больше о сферическом коне в вакууме, а не о реальной обстановке на работе: где, например, главный бухгалтер постоянно конфликтует с отделом продаж, а шеф всегда демонстрирует персоналу травмирующее депрессивное состоя- ние — «все плохо, сейчас последуют репрессии». И с годами ничего не меняется. Большинство теорий и схем, описывающих идеальное деловое общение, которые нам сей- час предлагает информационное пространство, скомпонованы без учета самого главного — че- ловеческого фактора. А ведь состояние психи- ки и нервной системы людей, задействованных в любом процессе, напрямую влияет на то, как будут развиваться ситуации с их участием. И эти люди вовсе не роботы — их предпочтения, настрой, возможности зависят от множества факторов, у них достаточно «тараканов», в кон- це концов. А потом наши «тараканы» встреча- ются в офисе и понеслось… Простой пример: Если руководитель начнет постоянно повышать голос на подчиненных и игнорировать положительные результаты их работы, очень скоро сотрудники потеряют ин- терес к трудовой деятельности и задумаются о том, а не слишком ли мало они получают за такие явные неудобства? И никакие инновации не спасут. Коммуникация эффективна только тогда, когда вы выстраиваете общение с учетом особенностей конкретных лю- дей, с которыми взаимодействуете, их интересов на данный момент, при этом имея в виду сложившуюся иерархию в коллективе. Но интересы бизнеса и наемных работ- ников всегда в каких-то точках сходятся, а в каких-то — расходятся. Поэтому главная зада- ча обеих сторон — увеличивать территорию соприкосновения общих интересов. Ведь чем больше будет наша заинтересованность друг в друге, тем продуктивнее окажется сотрудниче- ство — больше будет вложено идей, стараний и заботы. А значит товары и услуги такой органи- зации только выиграют в качестве и, естествен- но, привлекут к себе повышенное внимание потребителей. Продажи по сути — это борьба за аудиторию. Так вот бороться надо вместе. Если же внутри компании, как это часто бы- вает, каждый пытается урвать свое, игнорируя общие задачи, рано или поздно такой бизнес «сделает» более слаженная команда. И аудито- рия переключится на тех, кто: предлагает что- то наиболее полезное, оригинальное; тестирует новые форматы; работает качественнее и бы- стрее; внимателен и отзывчив к клиентам. Как увеличивать территорию общих интересов? Бизнесу: выплачивать премии за хорошую работу и удачные инициативы; предоставлять персоналу расширенный соцпакет, бесплатное обучение; продвигать работников по карьерной лестнице за понятные коллективу заслуги; по- могать и идти навстречу в трудных жизненных ситуациях и тому подобное. Когда человек ви- дит, что его действительно ценят и вознагра- ждают за старания, а не относятся к нему, как к быстро заменяемому винтику в машине, его работоспособность повышается вдвое. Возьмите за правило периодически устра- ивать «мозговой штурм». То есть стимули- руйте вовлеченность всех сотрудников в производственный процесс, поощряйте их активность, обмен идеями, совместные реше- ния, как улучшить свою работу. Наемному работнику: соблюдать дис- циплину; быть комфортным в общении с кол- легами; получать новые знания и развивать навыки, которые могут быть полезны работо- дателю; расширять круг своих обязанностей; демонстрировать готовность вкладываться в общее дело в тяжелое для бизнеса время. Что же касается непосредственно общения, то здесь правила универсаль- ны, какую бы должность вы не занима- ли. Перечислим несколько основных: • Структурируйте всю подаваемую инфор- мацию. Работайте над четкостью речи, устной и письменной грамотностью, избавляйтесь от слов-паразитов. Разглагольствования не по существу и ошибки в письме — это быстрое обесценивание со стороны окружающих. • Старайтесь не слишком уж эмоциональ- но окрашивать свою речь. Чужой сильный эмоциональный поток никому не нужен, осо- знайте это. Если только вы не на романтиче- ском свидании. Чрезмерный позитив, опять же, приведет к быстрому обесцениванию вас, а возбуждение и негатив всегда отталкивают. Придерживайтесь золотой середины — так ваши слова будут иметь наибольший вес, к вам начнут прислушиваться. • Не повышайте голос, не давите и ничем не шантажируйте. Лояльность любого человека можно уничтожить таким образом за минуты, причем раз и навсегда. Учитесь аргументиро- вать и договариваться. • Но не закрывайте глаза на пренебрежи- тельное отношение к себе и своим обязанно- стям. Не выставите границы сразу (корректно, но твердо), встречное неадекватное поведение будет нарастать, как снежный ком. • Как можно меньше контактируйте со странными коллегами, реакции которых вас «царапают». Поверьте, если вам кажется, то вам не кажется. Наше подсознание намного мудрее нас — не игнорируйте его сигналы. Если человек не умеет держать себя в руках, от него будут одни неприятности. • В рабочих чатах формулируйте сообще- ния так, чтобы никого не задеть — вежливо. Поскольку публичное унижение со стороны руководства — это стресс и падение мотива- ции сотрудника. А пренебрежение со стороны коллег — шаг к началу конфликта (явного или скрытого — это уже зависит от особенностей конкретного работника). • Сохраняйте переписку по важным вопро- сам. Чтобы можно было аргументированно «отбить» претензии, в случае их возникнове- ния. «Мы вам этого не писали. Вы нас об этом не уведомляли» — любимые оправдания оппо- нентов. • Ваши знания — ваша сила. Делитесь ими с людьми — за это всегда ценят. • Не обманывайте и не вводите в заблу- ждение. Никогда не присваивайте результаты чужого труда. Правда имеет свойство все- гда выплывать наружу. А репутацию уже не восстановишь. • Не выдвигайте личные амбиции на перед- ний план. Зацикленность человека на чем-то интерпретируется окружающими, как его слабость. Кстати, это действительно так — перед вами перекос в личностном развитии. А дальше стандартно: обесценивание, падение авторитета. • Не берите на себя больше, чем реально можете сделать в установленные сроки. И вообще не обещайте лишнего. Если вы уже согласились с каким-то запросом со стороны начальника или подчиненного и не выполни- ли того, что обещали — это всегда хуже, чем конструктивное обсуждение текущих задач, спорных вопросов и поиск компромисса. • Научитесь эффективно распределять ра- бочее время и не позволяйте коллегам отвле- кать вас — сбивать с нужного ритма. Начнете поощрять пустую болтовню и пересуды, бу- дете регулярно трудиться в режиме аврала, а ваша фамилия автоматически попадет в спи- сок главных сплетников. • Однако участвуйте в корпоративных ме- роприятиях, не отгораживайтесь от коллекти- ва. В первую очередь поддерживают тех, с кем сложились приятельские отношения. • Не озвучивайте информацию о высоком уровне дохода вашей семьи или активах, ко- торыми располагаете. Вообще никому. Если есть что озвучивать. Косвенно это все равно повлияет на отношение к вам коллег, и на при- нятие решения о пересмотре вашей зарплаты в будущем. Так уж устроен человек: всегда будет думать «а у него и так много». Не забы- вайте, что среда, в которой мы все взаимодей- ствуем, прежде всего конкурентна. • Не бросайтесь опекать «слабых, вечно не- счастных и нуждающихся». Во-первых, «вечно нуждающийся» — это деструктивная психоло- гическая установка. У таких людей не развито самоуважение, и они неосознанно использу- ют данную модель поведения (демонстрацию крайней нужды в чем-то), чтобы с наименьши- ми усилиями получить от социума какие-то блага. У них это в детстве получалось и вошло в привычку. А во-вторых, истинной благодар- ности и порядочности от товарищей с такой установкой не ждите. Они просто не умеют так себя вести — не доросли (самоуважения-то нет). Развитый человек, способный взять на себя от- ветственность за свою жизнь, подобную маску просто не натянет, даже если и правда будет очень нуждаться в чем-то — гордость не позво- лит. В-третьих, это еще и любимая маска пси- хически нездоровых и людей с разного рода зависимостями. И если вступать с ними в тес- ное взаимодействие из жалости и сострадания, естественно, не зная всей правды, — послед- ствия будут печальными. А рекрутеры далеко не все с психологическим образованием и уж тем более не психиатры — на них не надейтесь, могут и недосмотреть при приеме на работу. • И, конечно, не смешивайте личную жизнь и работу. Только если встретите человека сво- ей мечты и решите вступить в брак, и он тоже не против такого развития событий. В против- ном случае потом не разгребете. • Старайтесь улаживать проблемы внутри коллектива — не выносите все трения на уро- вень руководства. Большинство спорных ситу- аций можно урегулировать и без привлечения «тяжелой артиллерии». Не стоит постоянно ходить с жалобами «на ковер», такие кадры ни у кого уважением не пользуются. Карина МУРАДЯН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=