РДВ - Воронеж

Работа для вас. Центрально-Черноземный регион № 35/36 (1066/1067), 6 – 12 мая 2019, понедельник 7 239-08-02, 239-00-03 прием объявлений по телефонам в помощь соискателю В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ Поиск работы – это испытание, которое нужно преодолеть За показателями безработицы и состоянием рынка труда следят практически все: и работники, и работодатели... Интересное сообщение сделали психологи из Москвы: большая часть звонков на телефон доверия принадлежит не безработным гражданам, а тем, кто обеспокоен возможностью потерять работу, заработок или социальный статус и ищет ответ на вопрос, что же в связи с этим делать. Необходимость действовать в ситуации неопределенно- сти, недостаток опыта и знаний, непонимание происходяще- го являются серьезным испытанием для любого человека. Пониженное настроение и жизненный тонус, как следствие растерянность, ощущение бесполезности своего существо- вания, апатия, разочарование, обида и озлобленность могут стать основой настроения, в то время, как от человека требу- ется мобилизация сил, уверенность в себе, вера в будущее, сосредоточенность и готовность действовать. В этой ситуа- ции важно помнить, «что ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъ- ективные неприятности, как сознание того, что перед ним стоит жизненно важная задача.» (В.Франкл) За многолетнюю работу в кадровом агентстве в сфере подбора и оценки персонала мне пришлось видеть или со- провождать процесс трудоустройства соискателей на разные должности, их адаптацию к новым условиям, успешность прохождения испытательного срока, движение по карьер- ной лестнице. Хочется поделиться своими наблюдениями и выводами в надежде, что это кому-то поможет преодолеть сложную профессиональную и жизненную ситуацию, по-но- вому взглянуть на себя, принять конструктивное решение. Думаю, данная информация будет полезна и тем, кто поте- рял или может потерять работу, и тем, кто озадачен вопро- сом, как удержаться в своей нынешней профессиональной позиции. Остановлюсь на некоторых важных моментах: 1. В основном соискатели используют два подхода к тому, как нужно искать работу и устраивать карьеру. • Опираясь на связи и знакомства. • При помощи операторов рынка труда (самопродвиже- ние): объявлений в газете, размещения резюме на специ- альных сайтах поиска работы, в базах данных кадровых агентств и службы занятости, самостоятельной рассылке резюме на заявленные работодателем вакансии, активно- го участия в жизни профессионального сообщества или социальных проектах. Причем те люди, которые привыкли устраиваться «по свя- зям», как правило, не верят, что это можно сделать как-то еще, а вот те, которые занимаются «самопродвижением» готовы рассматривать, в том числе и вариант трудоустройства «по знакомству». Очевидно, что у второй группы возможностей и шансов больше, правда и от них больше требуется: владение дополнительными компетенциями в работе с информацией, презентации себя, а также высокая стрессоустойчивость, так как увеличивается также и риск быть неуспешным в связи с участием в открытых конкурсах при отборе. 2. Не все работники одинаково востребованы. Есть соискатели, которые первыми устраиваются на рабо- ту, проходят сложные этапы собеседования и оценки и яв- ляются последними, с кем хотел бы расстаться работодатель в ситуации сокращения штатов. Вот их характеристики: • Люди, которые прежде интересуются содержанием де- ятельности, нежели зарплатой, хотя они достаточно ин- формированы о том, сколько получают специалисты их уровня. Они способны увлекаться работой и думать над профессиональными задачками в нерабочее время, сле- дят за новыми тенденциями и достижениями коллег, чи- тают специальные издания. У них есть понятие профес- сиональной ревности. • Люди с высокой мотивацией к достижениям. Они готовы много трудиться и делать даже больше, чем нужно для того, чтобы найти работу и доказать работодателю свою состоятельность: неутомимы в собеседованиях, собраны и аккуратны как во внешнем виде, так и в подаче информа- ции: их документы практически безупречно оформлены, они готовы пояснить и терпеливо ответить на вопросы, предоставить рекомендации, не ленятся лишний раз по- звонить, уточнить, спросить. При этом открыты, вежливы, уверены в себе. • Позитивно настроенные люди, способные быть оптими- стами, оказать поддержку, разрядить конфликт, сохра- нить устойчивую работоспособность и хорошее настрое- ние, даже в кризисный момент. • Инициативные и предприимчивые люди, готовые доопре- делять задачи и действовать в ситуации неопределенно- сти под собственную ответственность. • Профессионалы, которые относятся к собственной карье- ре как спорту высших достижений, они ищут сложных интересных задач, и даже собственную безработицу вос- принимают как одну из них. Их основная ценность – про- фессионализм, а он, как известно, растет только по мере накопления решений в сложных и нетипичных ситуациях. Также есть свои характерные черты и у тех, кому будет особенно сложно найти работу и адаптироваться в кризис- ной ситуации, это люди, которые: • Излишне самоуверенны и горды и ждут, что их позовут, ничего не предпринимают сами. • Слишком критично или негативно оценивают текущую ситуацию, и, как правило «застревают» в этом состоя- нии (бесконечные рассказы и жалобы на жизнь мешают переключиться с уже свершившегося факта потери рабо- ты на активный поиск новой) • Инфантильные личности, которым сложно быть инициа- тивными и ответственными, они с большим трудом при- нимают самостоятельные решения, требуют повышенного внимания и обязательного участия других в собственном трудоустройстве. • Неуверенные в себе люди, которые при этом могут быть хорошими профессионалами, но не умеют «подать себя», стесняются показаться излишне навязчивыми, нескром- ными, невоспитанными. • Люди, которые плохо информированы о том, как устроен современный рынок труда, не используют современные информационные технологии и ресурсы операторов рын- ка труда. • Те, кто привык к однообразной и стереотипной жизни, они, как правило, не интересуются социальными проблемами, мало общаются, обладают пассивной жизненной позици- ей и узким кругозором, с трудом воспринимают новое. Стресс, вызванный безработицей, по интенсивности за- нимает второе место после стресса, обусловленного потерей близкого человека. Поэтому важно в этот период жизни соблюдать личную экологию и уделять внимание состоя- нию своего психического и физического здоровья. Очень уместной будет поддержка родных, близких, бывших сослу- живцев. Вместе с тем, не стоит чрезмерно заботиться о соб- ственной персоне, ведь профессиональное благополучие не в том, чтобы тебя жалели, а в том, чтобы твои труд, умения, знания были кому-то нужны и по достоинству оценивались. Итак, для того, чтобы сложная ситуация поиска работы не затянулась и не стала критической, лучше придерживаться следующих правил: • Быть активным – интересоваться не только личными проблемами, но и более широким социальным контек- стом, продолжать общаться с коллегами, спрашивать о том, что думают или делают другие в связи с похожей ситуацией; составить резюме и заняться самопродвиже- нием. • Быть позитивным – следить за тем, чтобы ваше желание найти работу было сильнее обид на власти, работодателя, окружающих. • Быть ответственным за то, чтобы Ваш «профессиональ- ный капитал»: способности, таланты, опыт, умения и знания не были «зарыты в землю», а стали достоянием окружающих Вас людей и фундаментом Вашего благопо- лучия. • Старайтесь удержаться в деятельности, вникая и участ- вуя в решение профессиональных задач ваших коллег, обучая или консультируя кого-то безвозмездно. Особенно важно не прекращать деятельности тем людям, которые относятся к работе как к призванию или миссии, так как потеря работы для них может оказаться непосильно бо- лезненной. • Быть сосредоточенным и собранным, чтобы принять правильное решение о том, кем и где Вам работать, и как организовать деятельность по трудоустройству. • Быть гибким, неутомимо собирать информацию и бы- стро реагировать на предложения. • Придерживаться открытости и партнерских отношений в общении с работодателем. • Быть смелым и готовым к изменениям, дополнительно- му обучению, пересмотру профессиональной и личной позиции, образу жизни, кругу знакомств, созданию рабо- чего места для себя, индивидуальной трудовой деятель- ности и т. п. • Стремиться, чтобы достойный выход из ситуации стал вехой на пути утверждения в жизнь Ваших ценностей и призвания. Конечно, реализовать данный кодекс нелегко, потребует- ся много усилий. В литературе о поиске работы рекомендует- ся к этому процессу относиться как к работе, и посвящать не менее 8 часов в день. Вместе с тем, если по каким-то причи- нам у Вас образовалось свободное время, займитесь домаш- ними или общественными делами: отремонтируйте мебель, разберите архив, наведите порядок в саду, библиотеке, при- мите участие в благоустройстве улицы, сделайте, наконец, семейный фотоальбом, займитесь изучением чего-то нового, позаботьтесь о близких, уделите внимание созерцанию пре- красного, общению с природой, размышлениям и молитве. Главное, сохраняйте рабочее напряжение, элементы дисци- плины, осмысленность и целенаправленность того, чем за- нимаетесь. Думайте больше не о себе, а о других, тех, кому очень важно, чтобы Вы продолжали заниматься тем, что умеете и любите делать. Валерия БИРЮКОВА, психолог-консультант, специалист по развитию персонала 22 года назад, в первых числах мая 1997 года, в Воронеже вышел пер- вый номер газеты «Работа для вас». За эти годы тысячи соискателей с помощью газеты нашли себе любимую работу. Мы рады, что людям, ищущим работу, весьма кстати приходятся наши советы, рекомендации по технологии трудоустройства. «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти», – сказал О. Бальзак. И мы желаем всем, кто находится в процессе поиска работы, кто мечтает о карьерных высотах, кто только определяется с выбором жизненного пути – непрерывно двигать- ся вперед, не отчаиваться, смотреть в будущее только с оптимизмом. Редакция газеты «Работа для вас»

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=