РДВ - Воронеж

Работа для вас. Центрально-Черноземный регион № 17 (1048), 4 марта 2019, понедельник 4 в помощь соискателю \\ вопрос юристу СОВЕТ ОТ ГАЗЕТЫ РАБОТА ДЛЯ ВАС Как удержаться на новом месте У €‚ƒ „…†…‡„€ˆˆ…‰ «‹…‡‰‚‰ Œ Ž…„‘‚ƒ ˆ€ ’€“…‚”» – —’‘˜‚ˆ…. О„ˆ€›… ˆ€ —’€›‚‘›‰ œ‚… …žˆ€Ÿ€‰‚ Œ‰†… ‘ƒ – «ˆ”, €„ˆ…, —…—’…“”¢‚‰». «В ‰‚‰‚ƒ» Œ… Œ’‰‹˜ ‘— ‚€‚‰ƒˆ…†… ’…›€ – „‰… ˆ‰’‰„›…‰. Ч‚…“ œ‚…†… ˆ‰ —’…‘ž……  Œ€‹‘, ˆ‰ —…Œ‚…’˜¢‚‰, —… ‹‰ˆƒ‰¢ ‹‰’‰, Ÿ”‡‘Ž…‘“…›. НЕ ВПИСАЛСЯ В ПОВОРОТЫ Антон Сергеевич никогда не сомневался в том, что общаться с людьми он умеет как никто другой. В своем родном исследова- тельском институте он проработал почти двадцать лет, и если бы не сокращение отдела, не ушел бы, даже несмотря на маленькую зарплату. Новую работу искал долго – возраст «за 45», в послужном списке – не густо, похвастаться особо нечем. Ученый, правда. Помыкавшись несколько месяцев, Антон Сергеевич сумел попасть в отдел новых проектов одного успешного химико-технологического предприятия. Устраивался на работу он всего-то раз, два и обчел- ся, поэтому о возможных сложностях после трудоустройства даже не думал. Однако спустя полтора месяца шеф вызвал его к себе и предложил свою помощь в дальнейших поисках работы: «Вы, долж- но быть, неплохой специалист, но нам вы не подходите. Для нас слишком важно умение работать в команде». Для Антона Сергеевича эта новость стала большой неожиданно- стью. Он, стержень НИИ, не умеет работать в команде? Да, народ здесь конечно, странноватый, но я-то причем? Коллектив Антона Сергеевича невзлюбил с самого начала. Все остальные сотрудники отдела были моложе его, и этот факт позво- лил новому работнику чувствовать свое превосходство. Антон Серге- евич живо интересовался всем, что делалось в отделе, и тут же давал советы, рекомендации и указания. Он приводил в пример истории из своего опыта, без конца рассказывал о НИИ. Антон Сергеевич по- стоянно поучал. Защитная реакция не замедлила себя ждать – его перестали слушать и вообще принимать во внимание. Никто больше не рассказывал ему о собственной деятельности и не выслушивал с вежливой улыбкой советы «бывалого». Его игнорировали. Отдел трудился практически без него, а Антону Сергеевичу старались по- ручать лишь незначительные задачи. Естественно, спустя некоторое время эта картина стала видна и начальству. МОРАЛЬ: Увольнения по причине того, что сотрудник не вписался в коллектив – явление более распространенное, чем принято считать. Удачная социализация не менее важна, чем профессиональное соот- ветствие. И тут важно не переборщить с крайностями: не замыкаться в себе, боясь вымолвить лишнее слово, но в то же время не навязы- ваться со своими стереотипами корпоративного общения. Еще одна причина для возможных проблем – разница в возрасте с другими сотрудниками. Разница в возрасте ни в большую, ни в мень- шую сторону, не дает оснований для того, чтобы учить жизни или, напротив, ждать, что вас ей научат. Нужно постараться ощутить себя равнозначным и равноправным членом коллектива, и тогда возраст- ные различия сгладятся и не станут камнем преткновения. ПЕРВЫМДЕЛОМ  КОЛЛЕКТИВ? Лариса работу нашла быстро, уволилась со старого места уже по- сле того, как подыскала новое. Она устроилась бухгалтером в отдел из шести человек. Своей главной задачей она считала прийтись всем по душе и «влиться» в коллектив. А потому наблюдала, подражала, активно смеялась над шутками новых коллег, чай пила, в курилку ходила. Времени для этого было предостаточно: работой ее не загру- зили, вручили только архивную папку со словами «ознакомься на до- суге». «Ну, на досуге, значит, всегда успеется» – думала девушка. На прежней работе Лариса привыкла к тому, что работа в отделе кипит два раза в месяц – перед сдачей отчетностей. А в остальное время тишь да гладь. Поэтому девушка решила, что и в новой организации дело поставлено в том же духе. В конце первой недели начальница отдела подошла к Ларисе и строго спросила: «Тебя ничего не смущает? Все в порядке? Вопро- сы есть?» Лариса испугалась и в ответ защебетала как можно более дружелюбно, что все отлично, и коллектив замечательный, и вообще ей все нравится. Начальница пожала плечами: «Ну, хорошо, значит». В начале следующей недели она вызвала Ларису и попросила к 12 подготовить «платежки». На часах было 11. «А я же не знаю, как у вас тут это принято! Я не успею...» – возмутилась сотрудница. «У нас тут принято работать! Почему ты не изучила документы в архиве? Почему до сих пор не попросила показать тебе, как это делается?» – тон начальницы был серьезнее некуда. «Я все ждала, когда мне объ- яснят...», – пролепетала Лариса. «Ты целую неделю ничего не делала, и даже не потрудилась полистать документы, задать вопросы! Я же спросила, все ли в порядке, и ты ответила – в полном! Если для тебя ничего не делать – порядок, тебе придется поискать другую работу!» МОРАЛЬ: Общение с коллегами важно, но все же вторично по от- ношению к главной причине, по которой вы получаете место – рабо- те. Поэтому самое важное для испытательного срока – показать свой профессионализм и оправдать решение взять именно вас. Одна из самых распространенных проблем испытуемых – пассив- ность. Нередки случаи, когда свежеиспеченные сотрудники ведут себя как первоклашки, и от возраста такая инфантильность не зави- сит. Они наивно полагают, что кто-то возьмет их за руку, все покажет и расскажет. Для работодателя такой сотрудник в лучшем случае не представляет особой ценности, так как безынициативен. А в ситуаци- ях подобных вышеописанной – и вовсе кажется бездельником. БЕЗ ТОРМОЗОВ Игорь верил в себя, а еще в то, что другие тоже поверят – как только его хорошо узнают. Он долго подбирал место, в итоге предпочел всем остальным позицию менеджера в отдел продаж крупной международ- ной компании. «Там уж точно есть, где развернуться!» – так он думал, когда терпеливо проходил этапы собеседования. В первый же рабочий день он изучил все документы за текущий год, а домой ушел послед- ним. Начальник дал ему задание на неделю. Игорь работал в офисе и дома, и сделал его в итоге за 2 дня. «Очень хорошо», – сказал шеф. И дал ему другое задание. Когда в конце недели Игорь сдавал второе, началь- ник заметил, что в предыдущем молодой человек сделал много ошибок, и в следующий раз лучше потратить больше времени на качество, чем нагружать лишней работой коллег. Новоиспеченный работник покивал, но продолжал выполнять все досрочно, но, к сожалению, с ошибками – он был уверен, что быстрота и составляет основной вес сотрудника. «По- чему вы уходите так поздно?» – спросил его как-то начальник. «Я просто засиживаюсь, работаю», – с гордостью ответил Игорь. Вскоре прыткого молодого сотрудника, то и дело допускающего проколы, прикрепили к более опытному Андрею, и новичок расценил это как оскорбление. Он не принимал во внимание советы коллеги, не стремился исправить ошибки, на которые тот ему указывал. Все потому, что Андрей был рав- ным ему по должности, и, с точки зрения Игоря, не было никакого толка в том, чтобы стараться перед ним. Андрей сообщил о результатах шеф- ства начальнику, и, посовещавшись, они сочли его неперспективным сотрудником. Игоря уволили. МОРАЛЬ: Желание выслужиться, доказать, показать, на что спосо- бен, очень часто вызывает непонимание, а вместе с тем и недоволь- ство руководства, и в итоге оборачивается увольнением. Особенно распространена подобная ситуация при трудоустройстве после уто- мительных поисков работы, когда удержать место становится очень важно, или при первом опыте, когда хочется побыстрее начать «де- лать карьеру», или если вдруг посчастливится занять очень хорошую позицию. Но вместо того, чтобы вести себя адекватно должности и рекомендациям руководства, новички часто пытаются взять на себя больше, чем положено, а справляются с этим плохо. Как бы ни складывались условия ваших первых дней, главное правило – не расслабляться, ведь самое сложное – впереди. Испол- нять, слушать, наблюдать, анализировать, быть гибким и адекват- ным – вот, собственно, все, что требуется от новичка. А характер по- кажете потом. Елена КУЗНЕЦОВА ВОПРОС ЮРИСТУ Меня уволили два месяца назад, но до сих пор не выплатили зарплату за последний отработан- ный месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск. Бывшее руководство жалуется, что в компании проблемы с наличностью, пообещали выплачивать частями. Это вообще законно? И можно ли куда-то обратиться с жалобой на рабо- тодателя? Елена Уважаемая Елена, при увольнении работни- ку должны быть выплачены заработная плата за время, фактически отработанное в месяце уволь- нения, и компенсация за все неиспользованные отпуска. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудо- вую книжку и произвести с ним расчет (ст. 84.1. ТК РФ). Если при увольнении сотрудник не получает всей причитающейся ему суммы, то он вправе рас- считывать на выплату процентов в размере 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченных сумм за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). За защитой своих нарушенных прав вы мо- жете обратиться в суд с исковым заявлением к организации о взыскании денежных средств за задержку заработной платы, в том числе в части выплаты процентов. Срок обращения – в течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали о нарушении своих прав. Также вы можете обратиться в трудо- вую инспекцию с сообщением о факте нарушения работодателем трудового законодательства. За нарушение сроков выдачи зарплаты работодатель может быть привлечен к материальной, админи- стративной и даже к уголовной ответственности. Я проработал в организации 5 лет и вот сейчас решил все-таки получить высшее образование. Должен ли работодатель предоставлять мне учебный отпуск? Михаил Работникам, успешно обучающимся на заоч- ной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в вузе, имеющем государственную аккредита- цию, работодатель должен предоставлять допол- нительные отпуска (так называемый учебный отпуск) с сохранением среднего заработка и про- должительностью, указанной в ст. 173 ТК РФ. Но довольно часто руководители коммерче- ских организаций всеми способами уклоняются от своей обязанности оплачивать учащимся ра- ботникам два отпуска – ежегодный и учебный, – вынуждая таким образом человека брать на время учебы ежегодный оплачиваемый отпуск. Поэтому, Михаил, вам лучше самому внимательно изучить ст. 173 ТК РФ («Гарантии и компенсации работни- кам, совмещающим работу с получением высшего образования»), чтобы в случае необходимости на- помнить о своих правах. Недавно устроился на работу, но заключать трудовой договор со мной не спешат, хотя прежде и говорили, что трудоустройство здесь по ТК РФ. Как думаете, с кем и в каком ключе мне стоит об этом поговорить: с непосредственным руководи- телем или с начальником отдела кадров? Олег Согласно ч. 1. ст. 61 Трудового кодекса РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его под- писания работником и работодателем либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Но, без- условно, вам нужен документ. Тогда, Олег, для начала лучше обратитесь в отдел кадров и запросите там перечень докумен- тов, необходимых для оформления на работу. Неважно, что этот пакет документов стандарт- ный – подходит для трудоустройства в любую компанию, а важно то, что вы таким образом продемонстрируете свою озабоченность тем, что трудовые отношения с вами до сих пор не оформ- лены. Проявите настойчивость и поймете, заин- тересован ли в вас работодатель. Если заинтере- сован, постарается исправить ошибку – подписать трудовой договор побыстрее. Если же этого не произойдет, вам решать, согласны ли вы и дальше работать на таких условиях. Евгения Баркова, юрист, специалист по трудовому праву

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=