РДВ - Санкт-Петербург

Работа для Вас №50 (2561), 8 мая 2019, среда онлайн-версия «Работа для Вас» RDW.RU 14 рынок труда: факты и комментарии ЧТО И ПОЧЕМУ? Офисный синдром нельзя определить как бо- лезнь, т. к. это неприятное состояние порождено требованиями рынка труда. Работа в офисе связана с большим эмоцио- нальным напряжением, невысокой физической активностью и ненормированной работой за компьютером. Наиболее восприимчивы к синдрому люди активного возраста – от 30 до 45 лет. Уловить момент, когда любовь к работе перерастет в нездоровую зависи- мость, не всегда просто. Недуг распознается, прежде всего, по неумению переключаться со служебных переживаний на личные. При- знаки у синдрома впечатляющие – бессонница, тревожность, сбои сердечного ритма, головные и мышечные боли, раздражительность, угаса- ющее либидо, снижение работоспособности и прочие малоприятные симптомы. Сотрудник впадает в состояние, которое психологи называ- ют «напряженный уровень бодрствования». ОТКУДА РАСТУТ НОГИ? Синдром офисного работника может быть вы- зван как деятельностью самого сотрудника, так и атмосферой организации. Необходимость пла- тить за все (за квартиру, машину, образование и лечение, обеспечение на старость) и неуве- ренность в завтрашнем дне являются основой для создания хронической стрессовой ситуации, в которой живет и трудится средний представи- тель среднего класса. Нелюбовь к профессии. Человек не получает удовольствия работы. К примеру, ему не нравит- ся учить детей, но он в свое время под влиянием родственников или друзей получил именно педагогическое образование, а сейчас не имеет других вариантов для своего профессионального развития. Нередко молодые специалисты, только что получившие дипломы, меняют призвание на зарплату из-за того, что им стыдно сидеть на шее у родителей, потому что поиск работы по специальности затянулся. А хочется зарабаты- вать на жизнь и модную одежду, иметь визитку, которую не стыдно дать людям в руки… А когда наступает разочарование, диплом, не подкре- пленный опытом работы, уже перестает коти- роваться. Со временем душа и тело привыкают к неизбежной рутине, уменьшается желание рисковать, жертвовать нелюбимой (но знакомой) работой ради туманной и пока еще чужой, но же- ланной деятельности. Да и где гарантия, что она будет любимой и единственной?! Недовольство должностью и содержанием обязанностей. Например, название фирмы про- износится с гордостью, коллектив замечатель- ный, должность на визитке вызывает уважение у друзей, но… хочется заниматься делом, а при- ходится перекладывать бумажки. Или сфера деятельности освоена досконально, а перейти в другой отдел не позволяет штатное расписа- ние или отсутствие специального образования. Чрезмерная нагрузка. Когда работник делает больше чем может и должен. Заключая трудо- вой договор, он, по сути, продает время, а не ре- зультаты труда. Постепенно время подменяется результатами, и в свои уже 12 часов рабочего времени мы пытаемся сделать то, на что уйдет 38 часов. Подобное поведение обусловлено неопытностью, а чаще всего – некомпетентным управлением. Сильное желание. Сотрудник трудится в поте лица, надеясь как можно скорее получить повышение, прибавку к зарплате, но либо его труды остаются незамеченными, либо началь- ство не планирует вносить изменения в штатное расписание и пересматривать фонд оплаты труда. Появляется разочарование, злость, обида на коллег, руководство, клиентов… Недовольство местом работы. То есть учить детей – призвание, но не в государственной же школе! Причин может быть множество: вздор- ный начальник, плохой микроклимат в кол- лективе, отсутствие возможности проявлять самостоятельность и творческую натуру… Жесткий менеджмент. Четкие задания, стро- гая регламентация времени и качества их испол- нения, система взысканий, устранение личных эмоций из отношений в коллективе – этот распорядок мало соответствует российскому менталитету. Мы хотим видеть от руководителя человеческое отношение к коллективу и каждо- му отдельно взятому сотруднику и готовы за это прощать ошибки и просчеты в управлении. А если добавить сюда неизбежные в замкнутом мирке сплетни, обиды и интриги в совокупности с поглощаемыми в астрономических количе- ствах кофе и табаком, то станет понятно, почему невротические реакции, хроническое утомление и раздражительность стали визитной карточкой нового российского среднего класса. В ПОИСКАХ ВЫХОДА Любое заболевание можно предупредить. Самое важное – вовремя обнаружить проблему и не те- шить себя месяц за месяцем надеждой, что все образуется. Сидеть сложа руки и мириться с окружа- ющей обстановкой равносильно тому, что вы собственноручно губите свое здоровье. Цените себя! В первую очередь создайте границы своей Большинство из нас живет и работает в стиле белки в колесе. Поскольку изменить экономические условия на рынке объективно невозможно, остается менять свое отношение к собственному организму, руководствуясь принципом «проинформирован – значит, вооружен». ЧЕМ ОПАСЕН ОФИСНЫЙ СИНДРОМ? рабочей деятельности. Например, не перетруж- дайтесь в течение дня: делайте все спокойно, не спеша. Вспомните свои первые рабочие дни, когда у вас еще было время на обед! Важно найти точку сопряжения интересов фирмы и своих интересов, сделать работу максимально комфортной. А если это кому-то не нравится, вы ведь стоите того, чтобы вас уважали? Ищите место, где вас будут уважать и беречь! Что для вас важнее – существовать, неся на себе бремя тяжелой работы, или жить и радоваться жизни? И еще один довод не плыть, захлебываясь, по течению – работодателю вы нужны здоро- вым, бодрым. Как только он получит от вас максимум того, что вы можете, он может убрать вас и заменить на нового – более энергичного, активного. В качестве профилактических мер целесо- образно соблюдать правильный режим сна и бодрствования, сбалансированного питания, включить в распорядок дня умеренные физиче- ские нагрузки, избавиться от вредных привы- чек, закаливаться и тому подобное. Но самое главное – избегайте затяжных конфликтов! Не участвуйте без особой нужды в ссорах, скандалах. Не пережевывайте подолгу неприят- ности. И помните: вы живете не только для того, чтобы делать успешную карьеру. Народная мудрость гласит: «Если вы не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Сделайте работу максимально комфортной и все негативное закрывайте положительны- ми эмоциями. Это самый простой способ быть счастливым, а главное – здоровым! Оксана Уколова

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=