РДВ - Санкт-Петербург

Работа для Вас №37 (2548), 3 апреля 2019, среда онлайн-версия «Работа для Вас» RDW.RU 18 СВЯТО КРЕСЛО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ? Советское поколение тружеников глубоко впита- ло в себя пропагандистский лозунг об отсут- ствии незаменимых людей. Ударные сталинские пятилетки не позволяли никакого «сюсюканья» с работниками. Те занимали место винтиков в огромном механизме и в случае «поломки» быстро заменялись на новые. В условиях рыночной экономики ситуация не кардинально, но изменилась. Конечно, неза- менимых сотрудников в прямом смысле этого слова по-прежнему нет. Любому специалисту замену найти можно: долго или быстро, легко или с трудом. Но в условиях жесткой конкурен- ции персональный талант стал одним из самых востребованных товаров в мире. Компаниям во- лей-неволей приходится вступать в битву за умы и привлекать в свои ряды ярких, уникальных менеджеров. Привнесение данного человеческого факто- ра в бизнес привело к тому, что эффективная работа некоторых компаний стала зависеть от настроения сотрудников-«звезд». И внезапный уход последних грозил срывом производствен- ного процесса! Так постепенно стали появляться если не незаменимые сотрудники, то сотрудники, менять которых крайне нежелательно. ТАК ВОТ ТЫ КАКОЙ, НЕЗАМЕНИМЫЙ СОТРУДНИК! Желание компаний сократить издержки и сэ- кономить на персонале часто приводит к тому, что один сотрудник работает за двоих-троих. Предположим, бухгалтер дополнительно ведет кадровый учет или официант выгружает про- дукты на кухню ресторана. Выходит, что все сотрудники в компании по-своему ценны. Как же правильно определить, кто является незамени- мым, а кто – просто нужным? Как считает Владимир Якуба, старший партнер компании Tom Hunt , чтобы определить незаменимость сотрудника, достаточно задать три вопроса: • чем компания рискует, расставаясь с сотруд- ником? Например, если происходит увольне- ние менеджеров высшего звена, то тут есть риск судебных издержек и риск испортить репутацию компании; КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО Можно ли стать незаменимым сотрудником? рынок труда: факты и комментарии • насколько долго будет проходить поиск новых кандидатов на освободившуюся долж- ность? Будет ли большой конкурс или же, наоборот, никто не будет стремиться работать на данной позиции; • сколько времени займет обучение и адапта- ция нового сотрудника? Длительность обуче- ния будет зависеть от сложности функциона- ла и специфики работы. Из всего вышесказанного напрашивается вы- вод, что незаменимость работника определяется не набором его уникальных качеств, а лишь стои- мостью замены. Скажем, если замена сотрудника обходится дороже, чем его содержание, то рабо- тодатель сто раз подумает перед расставанием с таким ценным кадром. По мнению Станислава Сметаны, руково- дителя индустриальной практики компании Support Partners , именно поэтому незаме- нимых сотрудников чаще можно встретить среди управленцев, чем среди простых ис- полнителей. «Затраты на найм, содержание и увольнение руководителей всегда на порядок выше. К тому же топ-менеджеры умеют себя правильно продавать. Данный навык осно- вывается на жизненном опыте, умении вести переговоры, на широкой сети контактов. Любой успех компании такой сотрудник может препод- нести как свой собственный успех (зачастую оно так и есть, но не всегда), а промах обосновать сменой стратегии акционеров либо штаб- квартиры». Я Б В НЕЗАМЕНИМЫЕ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ! Вполне естественно, что каждый сотрудник хочет хоть иногда чувствовать себя незаменимым: вы- двигать свои условия труда, получать достойное вознаграждение, ощущать свою ценность и вос- требованность… Эксперты рынка труда полагают, что для достижения этой цели существует по меньшей мере два пути: 1. Стать профессионалом, экспертом, облада- ющим уникальными знаниями и опытом. «Это так называемая естественная «труднозамени- мость», – объясняет Гульшат Суханова, директор по развитию компании «Кадровый Капитал» . – Люди с уникальными способностями, поистине талантливые в своем деле, профессионалы. Они могут заменить собой 4–6 средних сотрудников, получая при этом зарплату одного (в лучшем случае двух) работников. Прибыль для компании налицо». По мнению Владимира Якубы , этот путь одинаково выгоден и работодателю и работнику: «Чем больше разных задач вы можете решать, тем ценнее вы будете для руководства и тем тяжелее будет от вас отказаться. С вашей же стороны это будет постоянный процесс роста и совершенствования, то есть совпадения соб- ственных целей с целями организации». 2. Искусственно созданная «труднозамени- мость». «К этой группе относятся сотрудники, которые хотят стать незаменимыми для своей компании, но не обладают для этого достаточ- ными компетенциями и способностями. Поэтому они начинают делать все, для того чтобы их потенциальный уход стоил компании очень до- рого», – рассказывает Гульшат Суханова . Как считает эксперт, отличить их от прочих сотрудников достаточно просто: • они не хотят обучать новых сотрудников; • не передают свои знания преемникам; • не делятся полученной информацией; • стремятся сконцентрировать в своих руках как можно больше рычагов влияния. «Иными словами, они искусственно повышают свою значимость для компании. Их уход может действительно повлечь за собой большие рас- ходы для работодателя, если вовремя их не вы- явить и позволить им построить вокруг себя эту «броню» значимости», – дополняет Гульшат Суханова . СТОИТ ЛИ ЗВАНИЕ ВЫДЕЛКИ? Конечно, признанная незаменимость способна польстить самолюбию любого работника. Тем не менее, в погоне за этим гордым званием стоит предельно точно взвесить все плюсы и ми- нусы. Любая незаменимость – это палка о двух концах. Например, для работника незаменимость может легко обернуться карьерным тупиком. Искренне восхищаясь заслугами сотрудника, начальник может прийти к мысли, что незачем повышать человека, который так идеально под- ходит для своей должности. Как гласит закон Мерфи: «Не стремитесь быть незаменимыми. Если вас некем заменить, вы не сможете про- двинуться». «В современных реалиях вопрос незаменимо- сти не является сколь-либо значимым, – продол- жает Станислав Сметана . – Например, успешным топ-менеджерам необходимо менять компании ради обогащения собственного опыта. Только такие люди и будут ценны для новой компании». Не меньшую опасность незаменимые со- трудники представляют и для бизнеса. Ведь эти исключительные работники могут быть как гениями, приносящими огромную пользу, так и злодеями, использующими особое отношение руководства для достижения собственных целей. Неудивительно, что многие компании сегодня стараются выстраивать рабочие процессы так, чтобы отсутствие или увольнение даже самого ценного сотрудника не нанесло им серьезного ущерба. «Мы понимаем, что основной капитал компании – это люди, – рассказывает Надежда Куприна, менеджер по связям с общественно- стью компании «Яндекс» . – Собственно по этой причине у нас в компании такое отношение к сотрудникам: людей ищут долго и собеседуют придирчиво, но найдя, стараются сделать так, чтобы человек оставался с нами как можно дольше. Но нужно понимать, что в масштабах компании – а нас уже больше 2500 тысяч, и мы продолжаем расти – совсем без «текучки» жить не получится. К тому же наши проекты реали- зуются командой, а не отдельно взятым гением, и если кто-то уйдет в декрет, переедет в другую страну или просто решит сменить работу, другие подхватят». ПОДВОДИМ ИТОГИ В своем стремлении к незаменимости каждый сотрудник должен помнить, что не только компа- ния выбирает человека, но и человек компанию. И если начальник в очередной раз бравирует фразой, что незаменимых людей нет, заметьте, что и незаменимых компаний тоже... Гуля Ягудина Таких работников удерживают в компании всеми силами и средствами. Индивидуальный график работы, повышение зарплаты, почет и уважение со стороны коллег и начальства – о подобном отношении мечтает каждый. Но есть ли шанс у обычного «среднестатистического» сотрудника получить звание незаменимого?

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=