РДВ - Санкт-Петербург
Работа для Вас №1 (2512), 9 января 2019, среда онлайн-версия «Работа для Вас» RDW.RU 14 Большинство, устраиваясь на ра- боту, выясняют на собеседовании стандартные условия труда: функ- ционал, зарплату, график работы, иерархию, соблюдение законодатель- ства и т. п. Но забывают про дета- ли, которые им правда важны… Рас- сказывает эксперт Вера Игнаткина, главный редактор ГАРАНТ.РУ. альный непосредственный руководитель — как харизматичный лидер или как мямля. 3. Совещания. Совещания могут быть бесконечно длинными или вообще отсутствовать. Оба вари- анта — крайность. Байки на совещании хороши в ограниченной мере, чтобы разрядить обстанов- ку, но если треп становится регулярным время- провождением, можно судить о низкой культуре тайм-менеджмента и низкой загрузке персонала. Отсутствие совещаний, в свою очередь, намекает на то, что многие вопросы либо не решаются, либо решаются в кулуарах. 4. Корпоративные праздники. Самые душеразди- рающие истории связаны именно с этим пунктом. Ладно бы речь шла только про мотивационные разговоры о лояльности, но нет. Лишение пре- мий, снижение зарплаты, угроза увольнением и даже запирание в кабинете, чтобы не сбежали за несколько часов до мероприятия — чего только не бывает! Если вы не любитель бурной корпоративной жизни, уточните на собеседовании возможные санкции. А заодно — как часто праздники про- водятся и где, не нужно ли будет оплачивать участие в них (и такое бывает!). 5. Обучение. Обучение за счет компании рабо- тодатели любят проводить в выходные. Пару раз в год считаю это допустимым, но если чаще, то стоит задуматься. В ст. 203 ТК РФ установле- но, что время ученичества (обучения) в течение недели не должно превышать норму рабочего времени, установленную для работников соответ- ствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. То есть если работник проходит обучение без отрыва от работы, то суммарная продолжительность и обучения, и работы не должна превышать установленную норму. 6. Рабочее место. Имеет смысл выяснить, где бу- дет расположено ваше рабочее место и будет ли ЧТО УЗНАТЬ НА СОБЕСЕДОВАНИИ, КРОМЕ ГРАФИКА И ЗАРПЛАТЫ рынок труда: факты и комментарии Самый простой способ узнать максимум о буду- щем работодателе, помимо банальной наблюда- тельности, — задавать вопросы и HR-менеджеру, и непосредственному руководителю, а затем сравнить ответы. Составьте список того, что вам не нравилось на последней работе или даже на нескольких, чтобы не повторять плохой опыт на новом месте. В мой список, например, входят: обязанность посещать корпоративы, если я этого не хочу; регулярные многочасовые совещания «ни о чем»; отсутствие совещаний вообще; сотрудник службы безопасности с секундомером на входе, карающий за опоздание даже на секунду. 7 вещей, которые важно выяснить, прежде чем принимать решение о трудоустройстве 1. Переработки. Бывают ли они, как часто, и если да, то каким образом компенсируются. В со- ответствии со ст. 99 ТК РФ под сверхурочной понимают работу, выполняемую сотрудником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. В большинстве случаев необходимо согласие работника, а переработка должна быть либо оплачена, либо за нее предоставляется дополни- тельное время отдыха. На практике более распро- странен второй способ компенсации. В любой организации может случиться форс- мажор, когда придется задержаться, но, если форс-мажор имеет постоянный характер, стоит задуматься: либо вы что-то не так делаете (например, не обладаете достаточной квалифи- кацией для этой работы), либо в отделе плохо организованы бизнес-процессы. Я не раз встреча- ла руководителей, которые приходили на работу минут за десять до окончания рабочего дня и «устраивали пожар». Или, как только сотрудник собирался домой, интересовались каким-нибудь проектом (конечно, восьми часов рабочего дня не хватило для этого). 2. Принятие решений и тип руководителя. Зна- кома ли вам ситуация, когда вы обращаетесь к своему руководителю или руководителю другого подразделения, а в ответ тишина? Особенно если вопрос неприятный или требующий оперативно- го решения. Бывает, что руководитель является руково- дителем на бумажке (только по трудовой книжке), на деле за него решения принимает вышестоящее начальство, а он лишь транслятор мнений и решений других лиц. Еще хуже, когда после реализации принятого решения выяс- няется, что нужно все переделать с точностью до наоборот, потому что руководитель не умеет ясно излагать мысли или в компании принят ситуационный менеджмент — куда ветер дует, туда и плывем. Почерпнуть информацию о стиле управления конкретного руководителя можно из разных источников: например, я находила информацию на сайтах-отзовиках и форумах. Если у вас есть знакомые в данной компании или вы устраивае- тесь туда по рекомендации, можно попросить их охарактеризовать человека. Чем в более близких с рекомендателем отношениях вы находитесь, тем лучше. Малознакомые люди, как правило, боятся давать отрицательные характеристики, поэтому обходятся общими словами. Если вы нашли вакансию через кадровое агент- ство, его сотрудник тоже может дать правдивую рекомендацию, так как его заработок зависит от закрытия вакансии, и если он ошибется с кан- дидатом, искать замену придется бесплатно. Можно спросить на собеседовании и у самого руководителя, как именно в компании принима- ются решения, кто еще, помимо него, участвует в процессе и сколько времени на это обычно уходит. Наблюдательность тоже лишней не бу- дет: обратите внимание, как ведет себя потенци- оно вообще. В идеале — попросить показать вам его. Иногда рекрутеры проводят собеседования в крутых головных офисах, и кандидату в голову не приходит мысль, что само рабочее место будет расположено в подвале соседнего завода, без окон и системы кондиционирования. Все чаще работодатели прибегают к практике, когда за сотрудником не закрепляется рабочее место. Занять можно любое свободное, которого иногда и нет. Нужно убедиться, что необходимая техника (на- пример, компьютер, телефон и т. д.) тоже будет: принцип минимизации затрат часто приводит к тому, что работникам приходится приносить в офис личный ноутбук. Наличие окон, системы кондиционирования, плотность размещения в ка- бинете и другие аспекты не менее важны. 7. Замещение коллег. Каждый из нас ходит в отпуск, болеет или ездит в командировки. Со- ветую узнать, кто будет выполнять вашу работу в ваше отсутствие. Сценариев, по сути, три: никто (то есть до отпуска и после него придется пахать с удвоенным энтузиазмом), замещать будет коллега полностью или частично. В зависимости от ответа и будет понятно, к чему готовиться. Если замещать будут коллеги, то и вам, значит, придется их замещать. В этом случае уточните, как это будет оплачено. Чаще всего работодатель говорит о взаимозачете. На самом деле это на- рушение законодательства. По ст. 151 ТК РФ при совмещении работнику должна производиться доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Работник вправе отказаться от допол- нительной нагрузки и выполнять только свою работу (ст. 60.2 ТК РФ). Чем больше вы узнаете на встрече, тем меньше разочарований получите в первый рабочий день. Задавая вопросы, не бойтесь не понравиться собеседнику: лучше вам откажут сразу, чем вы узнаете о «скелетах в шкафу» на испытательном сроке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=