РДВ - Санкт-Петербург

25 Работа для Вас №133 (2495), 21 ноября 2018, среда 702-12-82 прием объявлений stroka.rabota.ru рынок труда: факты и комментарии Развивать эмоциональный интеллект нужно вдумчиво и постепенно. Первая ступень — это умение четко идентифи- цировать свои эмоции, обозначать их оттенки и понимать причины их возникновения. Вторая ступень — это навык управления своими эмоциями. На недавно прошедшем в Москве воркшопе «Ренессанс эмоционального интеллек- та» доктор философии и руководитель лабора- тории нейронауки и психологии Университета Флоренции Лаура Артусио рассказывала о том, что для разных задач оптимальными являются разные эмоции и для каждого человека суще- ствуют наиболее удобные для него технологии настройки на нужные эмоции. Третья ступень — умение распознавать эмоции окружающих. Навык этот необходим для управ- ленцев: понимая душевное состояние сотруд- ника, ему можно поручить те задачи, для ре- шения которых актуальны именно те эмоции, которые он испытывает сейчас. Или вовремя скорректировать его эмоциональное состояние, если оно угрожает результативности. Это уже четвертая ступень развития эмоционального интеллекта — управление эмоциями окружаю- щих людей. В применении техник эмоциональных отно- шений заключается принципиальная разница между руководством и лидерством. Первое ориентировано в большей степени на процессы, а люди воспринимаются как исполнители этих процессов. Второе ориентировано именно на лю- дей, их мотивацию к выполнению поставленных задач. Анастасия Данкова, тренер OD&M Consulting Russia (Международный кадровый холдинг Gi Group) Пока одни компании стремятся выжать как можно больше из меньшего числа работников, другие добиваются результативности труда за счет запаса неиспользованных способностей, преданности делу, концентрации, вовлеченно- сти и более высокой производительности. Если работодатель знает, как управлять эмоциями и чувствами, то при систематическом удовлет- ворении основных потребностей сотрудников значительно повышает их потенциал и, соот- ветственно, ежедневную производительность труда. Мы попросили экспертов поделиться опытом работы с эмоциональным интеллектом. Юрий Гольдберг, основатель интернет-сервисов ремонтов Rewedo, Rerooms и PriceRemont.ru В творческих коллективах и при работе с кли- ентами нужно «на кончиках пальцев» чувство- вать и уметь натягивать и ослаблять те нити, которые дают руководителю чувство полного уверенного контроля над ситуацией. Признанный руководитель заряжает харизмой и определяет общий успех. Если сотрудник теряет с вами связь и вы не на одной волне, нужно устранить проблему. Либо человек «перегорел», либо собирается уволиться. Еженедельно на общих собраниях коллектива мы все вместе разбира- ем проблемные, подозрительные проявления в поведении сотрудников. Я стараюсь помочь и предотвратить заблаговременно такие откло- нения у моих подчиненных, передаю такие на- выки и подходы линейным менеджерам. Ставлю задачу линейным менеджерам и сам помогаю видеть и узнавать суть мотивации или демоти- вации у их коллег. Письменное анонимное анкетирование позво- ляет не пустить на самотек и выявить на самой ранней стадии выпадание кого-то из сотрудни- ков из рабочего процесса. Руководитель должен быть всегда, во всем, обо всем и всех в курсе. Используя приемы эмоционального интеллек- та, каждый мой менеджер не только глубоко и осознанно контролирует коллектив. Что особенно важно, мы все вместе действенными техниками и методиками формируем микро- космос, нацеленный на эффективное решение общей задачи: сделать дело, поддержать друг друга, выполнить работу. Илья Казарин, генеральный директор реклам- ной группы «Успешные проекты» Как руководитель, я прекрасно понимаю, что грамотно замотивированная команда — это та команда, в которой преобладают позитивные эмоции и общий настрой на победу. Немаловажный момент — чуткость к эмоцио- нальному состоянию команды и каждого со- трудника в отдельности. Беседа с глазу на глаз с руководителем может спасти от эмоциональ- ного выгорания, даже если во время нее звучат простые истины, например: «Любые сложности должны закалять и вести к позитивному буду- щему…» Конечно, и я сам подвержен различным эмоциям, не всегда положительным. Но я по- нимаю, что это только мое состояние, его нельзя проецировать на подчиненных. Для них я всегда должен быть уверенным, жизнерадостным, открытым руководителем. При этом, конечно, ответственным и стро- гим. И еще: даже в небольшой организации, когда люди не знают, что происходит в других отделах, это повод для домыслов и слухов. По- этому неделя начинается с общего совещания, все рассказывают о результатах своей работы на прошедшей неделе, как правило положитель- ных. Таким образом формируется позитивное ощущение «прозрачности» компании, ее успеш- ности, это мотивирует сотрудников на новые достижения. Я искренне считаю, что каждый сотрудник дол- жен получать удовольствие от работы. Александр Вихрев, директор по качеству компании ABBYY LS, переводчик курса Coursera «Inspiring Leadership through Emotional Intelligence» Эмоциональный интеллект — незаменимый на- вык для любого руководителя. Чтобы виртуозно пользоваться им, нужна врожденная предрас- положенность и, конечно, практика. Люди по природе разные: кому-то легко дается понимание чужих эмоций и контроль над собственными, кому-то — нет, но существуют упражнения и техники, которые помогают раз- вивать этот навык. Простой пример того, как это работает. Когда несколько сотрудников сидят в одном помещении, сильные эмоции одного человека влияют на эмоции остальных. Случа- ется, сотрудник приходит на работу подавлен- ный, и его настроение передается остальным. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мейер и П. Сэловей. Они же дали ему определение: это способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать эмоции, собственные и окружающих. Ученые заметили, что эмоции тесно связаны с интеллектом, подавлять их вредно, а использовать на благо рабочего процесса очень даже полезно. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: И СЕБЕ, И ЛЮДЯМ Интересно, что в обратную сторону (сотрудники заряжают его хорошим настроением), по моим наблюдениям, это работает реже. В этот момент нужно очень тонко сработать: подойти, переброситься парой фраз, пошутить, если уместно, попытаться скорректировать настрой сотрудника. Если это не срабатывает, предложить поработать из дома или даже от- пустить человека на день, чтобы не произошло «эмоциональное заражение» коллектива не- гативными эмоциями и падение общей эффек- тивности. Денис Кузьмин, руководитель проекта «Гарант» Навыки эмоционального интеллекта дают пре- имущества в работе любого управленца. Однако не стоит преувеличивать его значение, поддаваясь на безудержный оптимизм, которым сквозят книги по этой теме. Мало научиться понимать эмоции, нужно еще и обладать навы- ками настройки коллектива на такие эмоции, которые способствуют росту производительно- сти. Очень легко перейти грань между эмпатией и панибратством. Вот пример из жизни отдела телефонных про- даж. Руководитель, девушка, считает коллектив семьей и искренне переживает за каждого. Ста- рается поддержать и помочь, выступает в роли мамы. На жалобы, что клиенты отказывают, что рынок слишком тяжелый и не готов покупать, с пониманием кивает и соглашается. Коллектив стоит за нее горой. Руководитель отдела знает, что нужно кон- тролировать показатели отдела. Даже смотрит иногда на них, но не знает, как сказать о необхо- димости звонить больше подчиненным. Боится, что они разбегутся от ее упреков. В итоге менеджеры по продажам недополучают зарплату, так как продают крайне мало. Руко- водитель отдела постоянно получает выговоры за срыв планов продаж. А компания на грани выживания. Видно, что навыки эмоционального интеллекта хороши, когда, кроме них, используются и ме- неджерские навыки. Мила Кретова

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=