РДВ - Новосибирск

доступной информации о той или иной спе- циальности; • играх о профессиях . Вспом- ните игры из своего детства. Касаются ли они профессий? Можно ли их перерабо- тать под интересующую вас тематику? Здесь можно предложить, например: «Кто здесь работает?», а также профориентационные игры Н. С. Пряжникова (наиболее простые из них «Профессия на букву», «Самая-самая профессия», «Угадай профессию», «Цепочка профессий»). Третью задачу о принципах и пра- вилах выбора профессии можно начать со знакомства с «3-мя китами» выбора про- фессии: хочу (интересы, увлечения, хобби), могу (способности, возможности, здоровье) и надо (востребованность, возможность и необходимость трудоустройства). Разобраться ребенку в себе, в компонен- тах хочу и могу помогут: • беседы с ребенком «по душам» о его желаниях и интересах; • наблюдение за ребенком, что его интересует, к чему он стремится, что достав- ляет ему радость; • разговоры с целью восполнения дефи- цита его знаний о своих склонностях, способностях, чертах характера, инте- ресах и предпочтениях (обратная связь); • знакомство ребенка с рекомендаци- ями врачей и ограничениями по здоровью; • анализ успеваемости по школь- ным предметам и успешности выполняе- мой деятельности; • похвала за достижения — это вли- яет на формирование адекватной само- оценки и желание достижений; • рассмотрение возможности обращения за консультацией по профориентации (тестирование и консультация); • профессиональные пробы и жела- ние посещать секции и кружки. (рассмотрите возможности организовы- вать различные занятия и самостоятельно дома); • ролевые игры , позволяющие при- мерить различные профессиональные роли (Например, игра Н. С. Пряжникова «Один день из жизни»). Компонент надо можно рассмотреть с помощью: •изучения динамики спросанарынке труда (востребованность и популярность профессий); • знакомства и изучения « Атласа про- фессий будущего »; Полезен и интересен ребенку может быть рассказ о вашем собственном опыте, о том, как вы выбирали профессию. Или рассмотрите вместе кумиров детей, извест- ных личностей, их образование, профессии, истории успеха. Четвертое — выбор подходящих вариантов профессии. Важно, чтобы у школьника была альтернатива выбора , а также наличие запасных вариантов. Можно сказать, что эта задача является заключительным этапом выбора профессии и осуществить ее можно с помощью: • знакомства и изучения профессио- грамм . Профессиограмма — система при- знаков, описывающих ту или иную профес- сию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работ- нику. Например, интересно узнать о такой профессии как байер; • просмотра видео о профессиях ; • беседы с представителями про- фессий , в том числе и родственниками; • чтения книг и статей ; • принятия решения о выборе учеб- ного заведения, где важно знать к какому типу оно относится (университет, техникум, колледж), каким специальностям там обу- чают, а также условия поступления и требо- вания к абитуриенту, количество бюджет- ных мест, стоимость обучения и т. д.); • составления примерного плана раз- вития карьеры и будущего (Например, игра «Встреча через 15 лет»). Если вы хотите повысить свою компе- тентность и помочь ребенку с выбором буду- щей профессии, а также поделиться своим опытом, то в этом вас поддержит Центр развития профессиональной карьеры, кото- рый каждый год проводит конференции для родителей. Ждем вас осенью текущего года на Межрайонной родительской кон- ференции «Выбор профессии. Дело каждого», дополнительная информа- ция будет размещена на нашем сайте http://www.prof-karyera.ru . ТОЛЬКО ПРОВЕРЕННЫЕ ВАКАНСИИ РАБОТА ДЛЯ ВАС. ПОНЕДЕЛЬНИК № 24 (1973) 6 АПРЕЛЯ 2020 01-0046 Период карантина, объявленный в связи с пандемией коронавируса — это допол- нительная возможность провести время с семьей! Причем, провести его можно с пользой, уделив время общению с детьми. И, если при этом ваши дети — подростки, самое время помочь им в решении про- блемы выбора профессии. Верная позиция родителей в данном вопросе — участие, сопричастность и соз- дание почвы для правильного и самостоя- тельного принятия решения ребенком. Ведь семья является главным источником соци- ализации детей и центром их адаптации к жизни. Можно выделить четыре основные задачи, которые стоят перед родителями при оказании помощи ребенку в выборе про- фессии (возможно, вы захотите эти задачи дополнить): 1. Формирование мотивации к труду и учебной деятельности. 2. Знание о многообразии профес- сий в мире. 3. Принципыиправилавыборапро- фессии. Основы выбора профессий и предо- ставление возможности изучения себя. 4. Выбор подходящих вариантов профессии . Подумайте, что вы можете предло- жить своему ребенку для решения каждой из задач? За счет каких конкретных действий ее можно реализовать? И каким образом можно организовать деятельность так, чтобы ребенок получал разнообразный опыт? Предлагаю варианты готовых реше- ний, которые можно применять, организуя совместную деятельность с вашим ребен- ком. Важно построить времяпровождение так, чтобы оно не напоминало учебную дея- тельностью, а было легким, увлекательным и носило характер игры. Первую задачу по формированию мотивации к труду и учебной деятель- ности можно реализовать через : • обсуждение притч о труде . Напри- мер: Давным-давно в одном городе стро- ился большой собор. Троих рабочих, под- возивших на тачках строительный камень спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!». Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зара- батываю на кусок хлеба своей семье». А тре- тий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор»; • изучение и обсуждение посло- виц, поговорок о труде . Например: Без труда нет плода. Воля и труд — дивные всходы дают. Ноги носят, а руки кормят. Без дела жить — только небо коптить и другие. • изучение мотивов труда , где важно понять для чего люди работают. На примере «Пирамида потребностей А. Маслоу»; • личный пример отношения к труду и к собственному месту работы, то, в каком эмоциональном состоянии вы возвращаетесь с работы и как отзывае- тесь о ней; • приобщение к обязанностям и ответственности в семейных делах и быту, формирование самостоятельности. Прежде чем выбрать какую-либо про- фессию, нужно как можно больше узнать о том, какие профессии вообще существуют в мире. Важно учесть тот факт, что если кру- гозор ребенка ограничен знанием 10-ти про- фессий, то и выбор он будет делать только из них. Поэтому, задачу о знаниях многооб- разия профессий в мире, можно осу- ществить через: • развитие кругозора о мире про- фессий — сейчас не сложно найти много Ермакова Наталья Сергеевна, психолог Центра развития профессиональной карьеры Как помочь ребенку в выборе профессии?

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=