РДВ - Липецк

Работа для вас. Центрально-Черноземный регион № 9 (1347), 4 марта 2024, понедельник 6 всё о трудоустройстве Даже в СССР, где, казалось бы, социальный лифт поднимался и опускался по строго определенным государством правилам, очень важны были связи. Тогда без знакомств с нужными людьми было сложно приобрести дефицитные товары, получить определенные социальные блага и, конечно, подняться по карьерной лестнице. В настоящее время все определяет ры- нок. Нацелились на карьерный рост? Нужно, чтобы ваши знания, навыки и опыт были востребованы у работодателей. Но и этого по-прежнему недостаточно. Можно быть прекрасным специалистом, но просидеть за одним столом лет двадцать пять, оглянуть- ся и понять, что за это время тебе всего раз шесть индексировали зарплату… Как ни крути, все блага, которые мы по- лучаем от жизни, фактически нам дают кон- кретные люди, уже обладающие ресурсами — деньгами и властью. Так что и наша карье- ра напрямую зависит от того, получится ли заинтересовать своей кандидатурой некого влиятельного человека настолько, чтобы он предпринял какие-то шаги для нашего про- движения или отдал необходимые распоря- жения. В каких же условиях легче, а в каких сложнее проявить себя и занять желаемую должность? А когда это и вовсе невозможно сделать? Разбираемся… «ОН ТАКОЙ ЖЕ, КАКИМ БЫЛ Я» Проще всего развиваться в профессии, если на старте ваш непосредственный руко- водитель или собственник бизнеса увидит в вас некие черты, которые были свойственны и ему самому в начале трудового пути. Либо в настоящее время вы находитесь в тех же об- стоятельствах, в каких прежде находился он. Подобное нельзя срежиссировать и сыграть специально — это случайное попадание. Например, ваш шеф в юном возрасте приехал в Москву из глубинки без гроша в кармане, но с большим запасом энтузиазма и улыбкой до ушей. А вы на собеседовании рассказа- ли и продемонстрировали что-то подобное. И вот уже работодатель проецирует на вас свои воспоминания и ощущения того време- ни, ностальгирует, выбирает вас из потока соискателей, относится более внимательно, пододвигает ближе к себе, охотно предостав- ляет возможности для роста и так далее… Подсознательно руководитель опекает не вас, а свою фигуру, которую вы ему чем-то напомнили. В такой ситуации для работника важно не выходить далеко за рамки поощря- емого начальником образа. Если окажется, что по личностным характеристикам или финансовому положению вы сильно отлича- етесь от картинки, которую на вас проециру- ют, ничего хорошего не ждите. Расположение шефа можно мгновенно утратить. Пример из жизни. Одну женщину, занимающую руково- дящую должность, когда-то бросил любимый с маленьким ребенком на руках. И вот при- ходит к ней на собеседование кандидатка, у которой та же проблема. Ее без лишних во- просов берут на работу, предоставляют луч- шие условия, закрывают глаза на постоянные больничные новенькой по уходу за ребенком. Ровно до того момента, пока эта сотрудница не выходит замуж за обеспеченного мужчину и не начинает демонстрировать в коллективе атрибуты красивой жизни. Все, это больше не «несчастная девочка», а дама, раздража- ющая своим благополучием. Также внезапно, как взяли, ее увольняют. Потому что все мы люди, у всех эмоции, а справедливости никто не обещал. Вывод: если попали под начало шефа, который вдруг «стал вам родной ма- терью», важно вовремя заметить, что его так привлекло в вашем образе, помимо профес- сиональных качеств, разумеется. Заметить и не перечеркивать, а подчеркивать эти водные данные. УЧИТЕЛЬ, НАСТАВНИК Те, кому повезло работать под контролем человека, любящего свое дело, стремяще- гося передать наработки молодому поколе- нию и помогающего сотрудникам развивать их способности, знают, что это счастливый билет. Вам на практике покажут полезные вещи, о которых обычно не рассказывают в учебных заведениях. Вы сможете срисовать выигрышные модели поведения опытных коллег, а уже на их основе сформируете собственные эффективные алгоритмы дей- ствий. Даже если именно в связке с тол- ковым наставником подняться по карьерной лестнице не получится, вместе вы заложите отличный фундамент, и в будущем это при- несет свои плоды. Обычно чутких руководи- телей-учителей с благодарностью вспомина- ют всю жизнь. НАЧАЛЬНИК НЕ ЛЮБИТ РАБОТАТЬ Люди халатно относятся к своим долж- ностным обязанностям по разным причи- нам. Кто-то ударно трудился много лет, а по- том стал большим боссом и потерял интерес к работе, заинтересовавшись чем-то иным. Некоторые по вине близких длительное время находятся в травмирующей обстанов- ке (дома у них сущий ад), а это настолько разрушает, что сил нормально работать уже не остается. Встречаются и банально «пустые» граждане, не умеющие получать удовольствие от продуктивной деятельно- сти. И остается только удивляться, как их вообще когда-то повысили в должности. Но это их проблемы, у вас же проблемы начнут- ся, если подобный персонаж станет вашим шефом. Во-первых, вы совершенно точно начнете работать «за себя и за того парня» и вам никто не будет за это благодарен. И зарплату не поднимут. Ведь человек, не считающий нужным вкладываться, и благо- дарности никакой не испытывает по опреде- лению: окружающих он не уважает, чужих вложений не замечает, ему все мало. Во-в- торых, карьеру с таким руководителем вы не сделаете никогда. Наоборот, вас и ваших коллег всегда будут обесценивать, а кроме того, начнут отнимать у вас время потоком деструктивных слов и эмоций — портить вам настроение. Ибо такой начальник не функ- ционировать приходит, а отсиживать часы, а тут перед глазами подчиненные, выну- жденные его терпеть, зря что ли сидят. За пределами офиса от неприятных типов все разбегаются, зато в родной конторе можно оттянуться с удовольствием. В общем, один из худших вариантов. ПРОДВИГАЮТ ТОЛЬКО СВОИХ В некоторых организациях на руково- дящие должности назначают не за про- фессиональные достижения и наличие лидерских качеств, а по принципу «друг, сват, брат» — только своих. Чаще в малом и среднем бизнесе. Собственнику компа- нии обычно спокойнее и уютнее в окруже- нии близко знакомых людей, возможно, не особенно одаренных, но зато и не раз- дражающих. Безусловно, это его право. Но если видите, что расклад в фирме именно такой, либо перестаньте думать о карьере и просто получайте зарплату, либо ищите другое место. Из письма читательницы Юлии: «В нашем регионе, если ты не чей-то родственник или протеже, сесть в руководящее кресло невоз- можно». К сожалению, и такое бывает. Кла- новость — отдельная проблема общества и в обозримом будущем она не исчезнет. КРУПНЫЙ БИЗНЕС У мастодонтов процессы протекают по- живее, да и текучка большая — никакого болота, каждый день как на вулкане, расши- ряются, осваивают новые направления, открывают филиалы, набирают персонал. Доставать и регулярно травмировать имен- но вас ни у кого нет ни времени, ни жела- ния — некогда, объемы. У большинства на- чальников еще по два начальника. Есть четкие правила за какие заслуги назначать работников на освободившиеся должности. Решения принимают, опираясь на эти пра- вила. В таких условиях карьеру сделать не- сложно, достаточно хорошо выполнять свою работу, быть доброжелательным и рано или поздно вас отметят. Конечно, все ситуации, в которых можно оказаться на работе, в одной статье не пере- числишь. Мы лишь штрихами обрисовали самые распространенные. Главное, научи- тесь видеть следующее: на что именно на- целен ваш руководитель, заинтересован ли он сам в работе, в хорошей команде, каких качеств у него больше положительных или отрицательных, как относится лично к вам. И, исходя из этих составляющих, уже де- лайте выводы. Карина МУРАДЯН Карьерная лестница

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=