РДВ - Калуга
РАБОТАДЛЯВАС№30 (1267), 8АВГУСТА 2022, ПОНЕДЕЛЬНИК > RDW.RU 6 По мнению работодателя, кандидату, обладающему указанными в объявлении характеристиками, данная вакансия будет наиболее интересна. Наличие у него этих характеристик не является обязательным требовани ем. Подхалим постоянно льстит и угождает начальнику ради выгоды — и этим выводит коллег из себя. Рассказываем, как существовать под одной крышей с таким человеком и сохранять здоровую психику. Как вычислить офисного подхалима Если вы работаете первый год или всю предыдущую карьеру были фрилансером-одиночкой, поясним, как ведет себя офисный подхалим: • он постоянно поблизости от руководителя; • хорошо знаком с его привычками и расписанием; • мастер поздравительных речей, красивых комплимен- тов и неприкрытой лести — эти таланты применяет в основном к руководителю; • умело поддакивает начальнику, не давая нормальной обратной связи; • уходит от прямых вопросов (от руководителя, коллег, партнеров), если ответы подразумевают ответственность; • никогда не критикует решения начальства; • в отличие от коллег не сторонится общественной работы вроде сбора денег на день рождения коллеги или организации субботника (работа неблагодарная, вредит общей продуктивно- сти, но начальники таких «инициативных сотрудников» высоко ценят); • не только на планерках, но и в личных беседах много говорит о прибылях и процветании компании, мало — о зарплате и личных интересах. Если присмотреться, можно различить четыре типа офисных подхалимов. Тип 1 — «подхалим по призванию» Льстит и соглашается без перерывов на обед и отпуск просто потому, что таким уродился и не нашел причин измениться. Ско- рее всего, такой коллега и дома с женой не спорит, и бабушкам у подъезда желает добрейшего утра, и вам с утра уже десяток комплиментов отсыпал. Тип 2 — «подхалим по делу» Им движут амбиции. Скорее всего, этот коллега вполне компетентен и трудолюбив, но использует лесть как запасной план, чтобы продвинуться по карьерной лестнице в случае, если хорошую работу не заметят. Тип 3 — «подхалим по нужде» Использует угодничество, чтобы скрыть факт, что неком- петентен в своей работе. Речь идет о самосохранении: добро- желательность, комплименты и инициативность в присутствии начальника просто отвлекают внимание от небрежной работы, лени или незнания своего дела. Тип 4 — «подхалим с комплексами» Не просто льстит руководителю, но сознательно принижает коллег в процессе, стараясь возвысить себя. Любит вредить репутации и присваивать себе результаты чужой работы. Самый вредоносный тип. Столкнувшись на работе с подхалимом, определите его тип — и действуйте соответственно. • Первого достаточно просто «принять и простить»: со временем он освоится рядом с вами и желание льстить кругло- суточно исчезнет. • Второй тип тоже довольно безобиден: если будете его искренне хвалить — к «плану Б» он станет прибегать реже. • Что до третьего и четвертого типов, с ними лучше быть настороже и вовремя обезвреживать (об этом ниже). Как обезвредить офисного подхалима Для начала определитесь, в чем, собственно, проблема. У нормальных людей со здоровой самооценкой и не менее здоро- выми амбициями офисные подхалимы вызывают сильнейшее раздражение — и здесь нужно притормозить и обдумать причины. Их, кстати, пять — выбирайте свою и прицельно обезвреживайте коллегу. Важно! Если ваш руководитель не поддается лести подхалима, то вам не стоит вмешиваться — делайте свою работу хорошо и про- должайте строить карьеру как ни в чем не бывало. Вас бесит сам факт подхалимажа Беспрестанная лесть в адрес начальника как минимум от- влекает от работы: словно муха жужжит над ухом и мешает со- средоточиться. Или комплименты вдруг становятся взаимными, руководитель включается в эту игру и приглашает остальных поучаствовать в «битве» — опять же, до работы ли вам? Решение: • Практикуйте дыхательные упражнения, которые по- могут успокоиться или сосредоточиться. • Избегайте подхалима, когда это возможно. • Изливайте душу второй половине и коллегам-едино- мышленникам (но только тем, кому полностью доверяете). • Чаще повторяйте себе: «Все люди разные», «Идеальных не бывает» или даже «Кругом одни идиоты, и это нормально». • Если сможете себя заставить — попробуйте искупать подхалима в чрезмерном одобрении. Это выведет его из равно- весия, и впредь льстить в вашем присутствии он будет меньше. • Искренне хвалите подхалима, если есть причина. Бла- годаря вашему признанию потребность человека в постоянном одобрении извне уменьшится (к сожалению, не полностью, ведь глобально эту задачу можно решить лишь с психологом). Вас бесит, что подхалимаж работает Вы считаете, что благодаря близости к начальству, дежурному угодничеству и умелой лести коллега незаслуженно почивает на лаврах, а вы пока нет — хотя давно заслужили. Решение: • Как бы ни было трудно, избегайте офисных сплетен и интриг в адрес коллеги-подхалима. • Присмотритесь к нему — возможно, лавры он всё-таки заслужил и дело не в комплиментах боссу, а в хорошей работе. Если так, учитесь у него (работе и дипломатии, не подхалимажу). • Сосредоточьтесь на повышении качества своей работы. Просите у руководителя обратную связь, делитесь идеями, пред- лагайте помощь в решении проблем. • Возьмите ответственный проект и заслужите собствен- ные лавры. • Создавайте и поддерживайте деловые связи, помо- гайте коллегам, не ожидая ничего взамен, и всегда выполняйте обещанное в срок. Заработав уважение коллег, вы заметите, что равнодушны к лаврам и успехам конкурента-подхалима. • Просто дождитесь торжества справедливости. Согласно наблюдениям исследователей из Университета Орегона, подха- лимы тратят так много времени и сил на то, чтобы расположить к себе руководителя, что со временем неизбежно начинают пре- небрегать рабочими обязанностями и огрызаться на коллег. А это, в свою очередь, приводит к потере расположения начальника. Вас бесит, что из-за манипуляций подхалима руководитель перегружает вас работой Один-два раза помочь коллеге, пусть даже с подачи руко- водителя, — не большая проблема, но если от этого страдают ваши собственные задачи, а с ними самоуважение и доход, то подхалима нужно остановить. Решение: • Не вступайте в прямую конфронтацию, особенно при руководителе. Подхалим всегда подает свои мнения и предложе- ния так, словно они ему не принадлежат. Он лишь соглашается с «превосходным» решением начальника. Выражая недовольство и несогласие, вы спорите с начальником, а не с подхалимом. По крайней мере, это именно так выглядит. • Не жалуйтесь вслух на переработки по вине коллеги- подхалима. Слишком тонка грань — перейдя ее, вы заработаете репутацию лентяя и некомандного игрока. • Не давайте повода уличить вас в свободном времени. Не ходите по офису с пустыми руками и лицом отпускника. Дер- жите рядом с собой документы, папки, заполненный настольный календарь или другие подручные средства, на которые можно вовремя кивнуть со словами: «Ох, столько работы!» • Если подхалим обращается к вам напрямую, говорите твердое «нет». • Если он перекладывает на вас свои дела в присутствии и с подачи руководителя, проигнорируйте подхалима и спросите руководителя прямо: «Я сейчас работаю над задачей x, затем будут еще y и z. Подскажите, что сейчас приоритетнее: пре- кратить работу над x и взяться за задачу от Александра — или продолжить работу над своими? К сожалению, если возьму его задачи, результат своих представлю позднее». • Спросите руководителя, что это — разовая задача или расширение должностных обязанностей. Если расширение — то как будет учитываться и оплачиваться дополнительная работа. Не стесняйтесь этого вопроса, особенно если объем чужих задач большой или летят они в вашу сторону регулярно. • На досуге обдумайте, не возлагает ли на вас руково- дитель дополнительные (пусть чужие) задачи, чтобы дать шанс проявить себя и расширить экспертизу в какой-либо теме. Вас бесит, что подхалим присваивает себе ваши заслуги Например, его отношения с начальником настолько теплые, что в разговорах за закрытыми дверями подхалим портит вашу репутацию, плохо отзывается о деловых качествах и намекает, что ваши успехи — его заслуга, «щедрого и отзывчивого» коллеги. Решение: • Документируйте свои достижения. Будьте всегда готовы ответить на вопросы руководителя о том, что и как вы сделали, как преодолели трудности, какие ресурсы задействовали и какую пользу принесли. • Если руководитель сам вас спрашивает о вкладе подхалима в проект (или обсуждение происходит в вашем при- сутствии) — не умалчивайте о проблемах, например о сорванных дедлайнах или некачественно сделанной работе. При этом старай- тесь сохранять объективность, говорить без эмоций и приводить доказательства. • Если на планерке или совещании с руководителем подхалим присваивает вашу идеи и заслуги (а начальник скло- нен верить) — сыграйте под дурачка. Задавайте много вопросов, уточняйте детали, вынуждая подхалима растеряться, показать своим внешним видом и расплывчатыми ответами, что деталей он не знает. Можно пойти дальше и перехватить инициативу: «Да-да, мы как раз это обсуждали с Александром в курилке, когда я предложил x, y и z. Вот что хочу добавить…» Вас раздражает босс, а не коллега Возможно, вы с большим уважением относитесь к нему или даже немного идеализируете — и вас удивляет или возмущает, что он проявляет необъективность, поощряет любимчиков и не- справедлив к остальным. Решение: • Раз уж комплименты работают — делайте свои. Хвалите руководителя и восхищайтесь им вслух, когда для этого есть веские причины. Искренний комплимент сильно отличается от лести, руководитель почувствует разницу. • Поговорите с руководителем о том, как улучшить вашу работу, — и воспользуйтесь этими подсказками. • Просите у руководителя советов в построении карьеры, принятии важных жизненных решений — это расположит его к вам, а затем действуйте дальше. Добивайтесь результата и по- хвалы (раз уж она вам нужна). • Найдите других наставников, и склонность вашего руководителя верить чужой лести уже не будет вас раздражать. Елена Тимофеева Источник: https://prosto.rabota.ru/post/podhalim/ 4 типа офисных подхалимов: как такого вычислить и обезвредить Что делать, если мой коллега подхалим?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=