РДВ - Чебоксары
8(8352) 28-90-99 ВАКАНСИИ Работадлявас№21 (1657),9июня 2025,понедельник 5 Статья Что такое человекоцентричность в управлении В целом термин говорит сам за себя: это подход, при котором в центре всех бизнес- процессов оказывается человек. Причем если клиентоцентричность касается фокуса, собственно, на клиентах, то человекоцен- тричность трактуют двумя способами: как фокус на сотрудниках и всех, кто связан с бизнесом, но не является внешним клиен- том; как фокус и на сотрудниках, и на кли- ентах — то есть на всех людях, с которыми бизнес так или иначе взаимодействует. В статье мы поговорим прежде всего о фо- кусе на сотрудниках — что это означает для эйчаров и бизнеса в целом. Теоретически всё звучит просто: чело- векоцентричность — это когда эйчары и менеджеры делают так, чтобы команде было комфортно работать. А что это значит на практике? Эксперты лаборатории «Чело- векоцентричность и лидерские качества» при ВШЭ собрали восемь принципов, на ко- торые опирается такой подход: Осмысленная рабочая среда. Забота о здоровье и безопасности. Возможности для роста и раскрытия потен- циала сотрудников. Комфортная и творческая атмосфера. Фокус на счастье и благополучии сотрудни- ков. Создание ценности для клиентов и обще- ства. Доброжелательная культура общения. Ролевая модель человекоцентричной культуры. Что получается: человекоцентричность на практике — это создание такой компа- нии, где есть эффективная, комфортная и безопасная рабочая среда, сотрудники развиваются и создают продукт с реальной ценностью. Зачем бизнесу развивать человекоцен- тричность Довольные сотрудники лучше работают и реже увольняются Исследования показывают: когда со- трудники довольны, компания больше делает и больше зарабатывает. Напри- мер, по данным консалтинговой компании Gartner, если лидеры в компании разделяют человекоцентричный подход, вовлечен- ность их сотрудников примерно на 37% выше. А с ней растет и производительность команды — на 27%. Это и понятно: намного проще работать в удобном офисе и без кри- ков начальства, чем под вечным давлением и боясь ошибиться. Кроме того, в компаниях, где о сотрудниках не заботятся, обычно больше переработок и стресса в целом. Это прямой путь к выго- ранию, а именно из-за него, по данным Ра- боты.ру и СберАналитики, увольняются 34% российских сотрудников. Еще 24% уходят, Что такое человекоцентричность 03 июня 2025 года И зачем она бизнесу «Бизнес должен быть человекоцентричным» — вынаверняка такое слышали. Эту концепциюобсуждают на форумах и конференциях, ее исследуют в университетах и даже называют новым стандартом в управлении. Но что такое человекоцентричность на самомделе? В статье поговорим об этом. А еще о том, зачем такой подход бизнесу и как донести его ценность до руководства. когда нет карьерного роста, который тоже от- носится к принципам человекоцентричности. Забота о сотрудниках привлекает таланты Дефицит кадров уже не первый год остается больной темой для бизнеса. По данным Банка России, в первом квартале 2025 года этот показатель находился вблизи исторического минимума. Привлекать таланты по-прежнему непросто, и повышать зарплаты для этого бесконечно не получится. А вот человекоцен- тричная культура вполне может стать конку- рентным преимуществом. Только кандида- ты ждут от этого не «уютный офис и бесплат- ный чай», но реальную поддержку. Например: ДМС; компенсацию обучения; компенсацию расходов на транспорт и мо- бильную связь; доступ к психологической поддержке. В человекоцентричной компании сотрудники раскрывают свой потенциал Вспомним принципы человекоцентрично- сти из предыдущего раздела: у сотрудников должны быть возможности для творчества, карьерного роста и раскрытия потенциала. И всё это важно не только потому, что люди будут счастливее. Есть и другие причины: Компания развивает сотрудников так, чтобы они получали нужные ей навыки. Это бывает проще и дешевле, чем искать готового специ- алиста в условиях дефицита кадров. Сотрудники не боятся проявлять инициативу — например, в улучшении процессов. Так в компании появляется больше ценных предло- жений, и не только от руководителей. Бизнесу становится проще внедрять новые инструменты и технологии. Поскольку об- учение и развитие становятся нормой для сотрудников, они более открыты к нововведе- ниям и понимают, где и как осваивать нужные навыки. Как донести до бизнеса ценность человеко- центричного подхода Говорить на языке цифр там, где это возмож- но. «Сотрудники станут счастливее» — слиш- ком Главная сложность в том, чтобы показать эффект. Само слово «человекоцентричность» звучит как модная абстрактная концепция, и бизнес может относиться к ней в духе «что- то опять придумали, а зачем — непонятно». Вот пять советов, что в этой ситуации делать эйчарам: абстрактно. «Команда сможет работать на X% быстрее, и это принесет на Y% больше денег» — такое бизнесу понятно. Начинать с малобюджетных предложений. К примеру, дать всем сотрудникам ДМС — это может быть разумно, но дорого. Если руководство еще не увидело плюсов чело- векоцентричности на практике, оно вряд ли будет готово сразу тратить много денег. А вот предложить в качестве эксперимента отка- заться от микроменеджмента хотя бы в одном отделе и оценить эффект — это уже может сработать. Идти от проблем, которые пока не удалось решить. Например, слишком высокая теку- честь, низкие показатели вовлеченности, низкая производительность команд. Если вы покажете руководству, как здесь поможет человекоцентричность, вполне вероятно, что вас выслушают с большим энтузиазмом. Опираться на обратную связь сотрудников. Можно провести опросы, организовать exit- интервью, просто поговорить с коллегами в не слишком формальной обстановке. Так вы поймете, какие потребности реально есть у команды, и сможете донести их бизнесу, опираясь на данные, а не на собственные представления. Опираться на лидеров. Вполне возможно, что руководители команд видят назревшие проблемы — просто не могут их решить, пока к этому не готов топ-менеджмент. Попро- буйте найти у них поддержку: спросите, что мешает работать им и их командам, а что, наоборот, могло бы помочь. Так вы получите информацию, от которой можно отталки- ваться. А если повезет — еще и союзников в разговоре с руководством компании. Александра Смаракова 128067
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=