РДВ - Ярославль

3 РАБОТА ДЛЯВАС прием объявлений 670-607 Работа для вас №50 (1676), 18 июля 2019, четверг тенденции Современный человек в мире цифровых технологий АКТУАЛЬНО Размышлениями о месте человека в новой цифровой реаль- ности в ходе открытой лекции поделилась Татьяна Черниговская. Встреча с одним из ведущих современных специалистов в области психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии была организована в рамках деловой программы XIV Международного кинофестиваля семейных и детских филь- мов «В кругу семьи», который прошел в Ярославле с 6 по 13 июля. Татьяна Черниговская – доктор биологиче- ских наук, известный в России и за рубежом ученыйвобластинейронауки,психолингви- стики, теории сознания. Читает курсы «Ког- нитивные процессы и мозг», «Психолингви- стика» и «Нейролингвистика» студентам и аспирантам Санкт-Петербургского госуни- верситета, Смольного института свободных наук и искусств, а также аспирантам Евро- пейского университета в Санкт-Петербурге. Регулярно выступает с открытыми лекция- ми. В Ярославле в рамках кинофестиваля «В кругу семьи» Татьяна Черниговская прочла одну из них – «Человек растерянный – Homo cofusus и новая цифровая реальность». НОВЫЙ ВИД: «ЧЕЛОВЕК РАСТЕРЯННЫЙ» – Цифровая реальность рождает новый вид человека, – убеждена Татьяна Чернигов- ская. – Я называю его Homo confusus, или человек растерянный. За последнее время произошли фундаментальные изменения во всем. В нашей жизни стала чаще воз- никать ситуация выбора. Например, выбор профессии. Раньше это решение человек принимал один раз – и на всю жизнь. Те- перь этого недостаточно, нужно постоянно учиться и переучиваться. И нам постоянно приходится выбирать – чему именно. Мы живем в реальности, где часто реше- ния принимает автоматика, и она делает это с невероятной скоростью – счет идет на наносекунды. И скорости постоянно сжима- ются. Мир перестал быть человекомерным. Достижения медицины привели к тому, что стало возможно заменить сердце, пе- чень, руки, ноги… И уже сейчас вполне возможно вставить в голову чип, который увеличит вашу память, сделает протекание биохимических процессов в мозгу быстрее. Возникает вопрос: если все во мне можно заменить, это буду все еще я? Это серьез- ный эсхатологический вопрос. Понимаете, все меняется. Мы стоим перед перспекти- вой мира, в котором вообще все другое. Есть ли стабильность личности? Есть ли стабильность пола? И есть ли сама лич- ность вообще? Рухнули все старые правила, ориентиры, основные координаты. Вокруг нас текучий, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный мир. И человек не знает, что ему делать дальше. Каким должен быть набор способ- ностей у живого человека, чтобы жить в цифровом мире и сохранять человечность? Поэтому современный человек, конечно, растерян. ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ – Искусственный интеллект все больше за- нимает современных ученых. И я задаю во- прос: а может ли у искусственного интел- лекта в результате его развития появиться собственное «я», то есть осознает ли он себя однажды как личность? А если да, то как мы об этом узнаем? Мы вообще об этом узнаем? У нас есть признаки, по которым мы сможем это узнать? Законы развития «неживого» такие же, как «живого»? Мы хорошо их знаем? Их можно просчитать? Отвечаю: нет. Более того, люди обезумели настолько, что хотят сделать себе силиконовую заме- ну, ну или назовем ее программой. Если все, что мы делаем, будут делать програм- мы, чем займутся освободившиеся люди? На это принято отвечать, что люди займут- ся креативной деятельностью. Я очень со- мневаюсь, что в освободившееся время все начнут писать сонеты и играть на лютне! И почти уверена, что люди начнут убивать друг друга. Мы помним, чем закончила одна из прежних «цивилизаций праздно- сти», каковой был Древний Рим… Так зачем мы хотим создать себе заме- ну? Когда вам плохо, сомневаюсь, что вы пойдете к компьютерной программе за утешением, вы скорее пойдете к другу или подруге. Компьютер утешать не сможет. Но он будет владеть гораздо более опасной ве- щью: он сможет имитировать утешение. О ТЕСТЕ IQ – Тест на уровень IQ – очень плохой тест, и я не единственная, кто так считает. Этим во- просом я занималась профессионально, об- суждала его с московскими специалистами по измерению интеллекта. Я уверена, что если бы через тест IQ мы прогоняли Моцар- та с Пушкиным, то они бы получили очень низкий балл. Пушкин, как мы знаем, был троечником, с трудом свой лицей закончил – и что? Ни- чего! А Эйнштейна считали недоразвитым – то он говорить не мог, то его из коллед- жа исключили. Менделеев в школе двойки хватал по химии. Таких примеров милли- ард! Это говорит о том, что тест IQ измеря- ет всего лишь один тип интеллектуальных способностей, а именно способность к ло- гическому мышлению, выводам, счету. Но никакие открытия – ни в области ис- кусства, ни, что интересно, в области науки – не делаются с помощью логарифмической линейки. Даже самые мощные суперком- пьютеры совершить открытия не могут. Они могут произвести сложнейшие вычис- ления, которые человеку не под силу, но это не открытие, это подготовка к тому, чтобы дальше сесть и думать. Новая идея прихо- дит внезапно и интуитивно. В этом смысле великая наука от искусства вообще ничем не отличается. Воображение важнее знаний – сегодня об этом говорят и сами ученые. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир и оно безгранично. КАКИМ ДОЛЖНО СТАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ? – Еще одна особенность нашего времени – огромный объем информации. Каждый день публикуются десятки научных статей в той или иной области. Их не только нель- зя обдумать, их даже нельзя все прочесть, иначе ты будешь только читать. Складыва- ется парадоксальная ситуация: информа- ция что есть, что ее нет. То есть она есть, но что с ней делать в таком объеме? Вторая проблема: растущее недоверие к информации. В Сети хранится огромное количество публикаций. Среди которых есть и истинное. Есть и придуманное две минуты назад, но хорошо сказанное. Есть уже опровергнутое, но об этом никто не знает. И получается: верить информации нельзя, неизвестно, факты это или нет. Исчезла настоящая экспертиза. Встает во- прос, что мы будем считать правдой? Чему и как учить в такой ситуации де- тей? Мы должны учить самой способности учиться. Жизненно важно образование по- нимания, а не запоминания. Воспитание способности к постоянным изменениям. Формирование навыков верификации ин- формации. А главное, что должен знать ре- бенок: у него есть право на ошибку. Можно провалиться, и это не страшно! Нет людей, у которых не случаются провалы. Мы же постоянно ориентируем детей на бесконеч- ные победы, порождая тем самым различ- ные неврозы и неуверенность в себе. В то время как нам надо учить тому, как не по- теряться в этом сложном мире. Подготовила Лора НЕПОЧАТОВА ТОЧКА ЗРЕНИЯ Какие профессии станут абсолютно не нужны завтра? Сайт Executive.ru составил свой спи- сок. Не бесспорный, но любопытный. Банковский операционист Уже сегодня все банковские услуги можно получить онлайн: оплатить счет, попол- нить баланс, взять кредит. Библиотекарь Многие библиотеки переходят в цифровой вид. Вместо людей функцию библиотека- рей выполняют автоматические системы. Бухгалтер Работу бухгалтера уже сейчас заменяют специальные программы. Массивы данных за предыдущие годы сканируются и пере- водятся в электронные хранилища. Копирайтер Автоматическое создание несложных тек- стов, компиляция текста из нескольких ис- точников, основанные на семантическом анализе и других технологиях, уже на под- ходе. Метеоролог Нейросети с машинным обучением способ- Профессии, которые завтра умрут ны прогнозировать изменение погодных условий намного лучше и гораздо быстрее человека. Цифровой метеоролог может предсказать погоду на час, день, месяц и даже год. Механик ДВС Развитие электродвигателей лишит работы механиков по двигателям внутреннего сго- рания. Эти два типа моторов принципиаль- но отличаются, и механик по ДВС не смо- жет отремонтировать электродвигатель без специальной подготовки. Нотариус Регистрации сделок или проверки сделок на соответствие закону сможет легко де- лать компьютер. Распространение элек- тронных подписей значительно ускорит этот процесс. Оператор колл-центра Уже идет повсеместная замена операторов на роботизированные программы, которые принимают и обрабатывают обращения потребителей. Оператор станка с ЧПУ На смену рабочим специальностям прихо- дят роботы. Искусственный интеллект пока еще нужно контролировать, но отрасль на- столько активно развивается, что вероят- ность замены рук человека автономными роботами очень и очень велика. Переводчик Решения в области перевода становятся с каждым днем все лучше и быстрее, пре- имущества их использования очевидны. Переводчик-человек теперь становится, скорее, редактором – чтобы править, ре- дактировать автоматически переведенный текст. Повар Уже несколько стартапов показали прото- типы робо-поваров. Пока что они готовят только относительно простые блюда по точно заданному рецепту. Но лет через 10 основную деятельность по приготовлению пищи, по крайней мере, в ресторанах мас- сового сегмента, возьмут на себя роботы. Почтальон Уже сейчас функция переписки оконча- тельно передана Интернету и мессендже- рам, а доставка товаров – логистическим компаниям. Страховой агент Интернет оказывает значительное влияние и на рынок страхования. Сократился спрос на экспертов-оценщиков в сфере страхова- ния, снизилось число страховых агентств. Турагент В наше время практически каждый стал сам себе турагентом. С помощью приложе- ний можно забронировать отель или апар- таменты, оплатить авиа- и железнодорож- ные билеты. Финансовый брокер Многие банки внедряют системы, при ко- торых торговлей на бирже занимаются роботы и искусственный интеллект, вычис- лительный и аналитический потенциал ко- торых в ближайшем будущем будет много- кратно превосходить человеческий. Штурман Навигационные системы уже настолько со- вершенны, что в некоторых случаях элек- тронный навигатор прокладывает марш- рут и дает соответствующие советы гораз- до лучше человека. Экскурсовод Аудиогидыстановятся все более популярны- ми в изучении достопримечательностей. Публикуется по интернет-изданию E-xecutive.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=