РДВ - Ярославль

2 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №46 (1672), 4 июля 2019, четверг событие Об истории Ярославской Большой мануфактуры расскажет новый музей На территории комбината технических тканей «Красный Перекоп» 28 июня открылась постоянная экспозиция «Музей-Фабрика: новая ткань города». Она рассказывает о ключевых фрагментах истории Ярославской Большой ману- фактуры, которая в 2022 году отметит свое 300-летие. МУЗЕЙ НОВОГО ФОРМАТА Проект «Музей-Фабрика: новая ткань города» в 2017 году стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняю- щемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина и получил грант на реализацию. Инициатор проекта – Регио- нальное агентство творческих инициатив. Созданный агентством шесть лет назад культурный центр TEXTIL располагает- ся в бывшем транспортном цехе фабрики «Красный Перекоп». Отсюда интерес кура- торов к истории этого места. Современный комбинат технических тканей «Красный Перекоп» занимает тер- риторию, которая на протяжении 300 лет несколько раз меняла свое название – Ярославская полотняная мануфакту- ра, Ярославская Большая мануфактура, фабрика «Красный Перекоп»… Но суще- ствующий на комбинате корпоративный музей рассказывает лишь о советском прошлом этого предприятия. Новая экс- позиция охватывает всю историю Ярос- лавской Большой мануфактуры. Музей занимает первый этаж бывше- го зала паровых машин. Изначально это было очень красивое помещение – про- сторное, строгое и гармоничное по форме, с высокими окнами. В советское время, обустраивая здесь столовую для рабочих, зал перекрыли, сделав его двухэтажным. Появившиеся в нем перегородки, венти- ляционные коробы и прочие конструк- ции – как, например, лестница на второй этаж, которую сварили из разнородных деталей, – искорежили прежний облик. Несколько лет назад столовую закрыли, и здание просто пустовало. – Ценность этого зала для нас - в его рас- положении, – рассказывает куратор про- екта «Музей-Фабрика» Юлия Кривцова. – Мы можем подняться на второй этаж, откуда начинается наш спектакль «Радио Фабрика» – его участники попадают на действующее производство, узнают о про- цессе изготовления технических тканей и размышляют о смысле труда. А выйдя из этого зала, мы окажемся на исторической территории фабричного двора, где под открытым небом можно продолжить экс- курсию, рассказывающую о настоящем и прошлом этого места. Новая экспозиция построена в нетипич- ном для музеев формате. Здесь не расска- зывается про «этапы большого пути». Но есть, например, история, как в начале XIX века английские торговцы скупали изде- лия ярославской фабрики, ставили на них свои клейма и затем перепродавали под видом английских. Здесь нет пространных биографий основателей мануфактуры или передовиков советского производства. Но повсюду встречаются рассуждения по- следнего управляющего фабрики Алексея Грязнова, реформы которого действитель- но улучшили жизнь рабочих, благодаря чему в самые сложные предреволюцион- ные годы на предприятии не было бунтов и стачек. ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ Ярославская полотняная мануфактура начала работать по указу Петра I. Новой империи требовались не только собствен- ный флот и армия, но и собственная про- мышленность. Основатель мануфакту- ры – ярославский купец гостиной сотни Иван Затрапезнов был взят Петром I в Гол- ландию учиться «холщовому делу». Вер- нувшись в Россию, Затрапезнов получил землю на Кавардаковском ручье (сегодня он носит название Зеленцовского), где в 1722 – 1731 годы вместе с братьями соз- дал крупнейшую текстильную фабрику, производившую полотняную, шелковую и суконную ткани. В числе компаньонов Затрапезновых был обрусевший голланд- ский предприниматель Иван Тамес, кото- рый через несколько лет вышел из учреди- телей компании. Ярославская Большая мануфактура соз- давалась по плану, включавшему не только производственные постройки. Со време- нем здесь возводились церкви, жилые дома, больницы, школы, был разбит сад для рабо- чих… По сути, три столетия назад на тер- ритории нынешнего Красноперекопского района стали строить европейский город – с высокотехнологичным производством, с соответствующей инфраструктурой, с но- вой системой мотивации рабочих, с архи- тектурой и парками в западном стиле. Предприятие на протяжении истории переживало и подъемы, и кризисы, но в целом оно довольно успешно развива- лось, производимые ткани продавались не только в России, но и в Европе. Со вре- мен Екатерины II и до середины XIX века мануфактура поставляла столовое белье к Императорскому Двору. Владельцы мануфактуры не раз меня- лись. В 1764 году внук основателя продал фабрику одному из богатейших людей того времени – Савве Яковлеву. А в 1857-м Ярославская Большая мануфактура со все- ми землями и постройками была куплена московскими купцами ярославского про- исхождения Иваном и Андреем Карзин- киными в доле с петербургским купцом Гавриилом Игумновым. Новые владельцы учредили паевое Товарищество Ярослав- ской Большой мануфактуры. ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНОЛОГИИ Производство постоянно расширялось. Если при Затрапезновых здесь построили суконную, полотняную и писчебумажную фабрики, то при Карзинкиных действова- ли уже литейно-механический завод, ти- пография, хлопкоочистительные заводы и многое другое. Труд на фабрике был всегда тяжелым, но люди все равно стремились сюда: мануфактура была кормилицей. И в XVIII, и в XIX веке ее владельцы несли от- ветственность за тех, кто на ней трудился, причем содержали не только самих рабо- чих, но и их семьи. При Карзинкиных на территории построили свою библиотеку (читальню), больницу, фабричное учили- ще, театр, школу, колыбельню, парк. Бла- готворительность бизнесменов прошлого была обусловлена и православным мен- талитетом (убеждением, что необходимо делиться с ближним), и модой того време- ни, и стремлением завоевать себе имидж надежного человека в деловых кругах. Собственных технологий, по-видимому, на фабрике не разрабатывали, использо- вали европейские. Когда стали выпускать хлопчатобумажные ткани, хлопок первое время завозили преимущественно аме- риканский, и только с присоединением к России территорий Средней Азии начали работать на российском сырье. Причем семена хлопка выписывались из Амери- ки – там он был более высокого качества. Представители Товарищества Ярослав- ской Большой мануфактуры, которое к концу XIX века уже владело землями в Туркестане и Ферганской области, первое время внимательно следили за тем, чтобы на плантациях высеивали именно амери- канский хлопок. В 1918 году Ярославская Большая ма- нуфактура была национализирована, а в 1922-м в честь победы Красной армии на Перекопе, в результате которой был занят Крым, фабрика получила название «Крас- ный Перекоп». ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОШЛОЕ Экспозиция «Музей-Фабрика: новая ткань города» позволяет буквально погрузиться в прошлое. Многие предметы здесь мож- но взять в руки. Например, пролистать копии анкет иностранных специалистов, которые в 1930-е годы хотели устроиться на фабрику – среди соискателей англича- не, чехи, немцы… Или перевернуть не- сколько страниц семейных фотоальбомов тех, кто здесь работал в советское время. Или послушать отчет одного из директо- ров фабрики, сняв трубку телефона с дис- ковым номеронабирателем – такие аппа- раты давно уже канули в Лету. На одном из экранов в режиме нон-стоп крутится видео, рассказывающее о про- цессе превращения хлопка в ткань (кста- ти, настоящий хлопчатник тоже можно увидеть на экспозиции). Еще один фильм позволяет посмотреть на всю территорию бывшей Ярославской Большой мануфак- туры с высоты птичьего полета – оценить красоту сохранившейся архитектуры и с грустью отметить, что многое утрачено или заброшено, как, например, пруды Пе- тропавловского парка. Второй этаж бывшего зала паровых ма- шин будет отдан под различные события – это могут быть спектакли современного танца, концерты альтернативной музы- ки, выставки молодых художников, по- казы авторского кино, открытые лекции. Здесь уже прошла международная арт- резиденция «Hollst», итогом которой ста- ла одноименная выставка, где о сегодняш- нем дне фабрики рассказывалось языком современного искусства. – Мы представили только первый этап проекта «Музей-Фабрика: новая ткань города». Открывшаяся экспозиция будет дорабатываться и дополняться, – делится планами Юлия Кривцова. – Наша задача – сделать экспозицию более рефлексивной, дать возможность посетителям оставлять комментарии. Мы хотим расширить часть с воспоминаниями и мыслями фабрич- ных – по сути, все экспонаты будут сопро- вождаться их видением, их историями. К марту 2020 года планируем создать стори- теллинг прямо на экспозиции с теми, кто работал на комбинате в 1970-1990-е годы. Мы уже провели несколько встреч, ищем темы и формы. Хотим глубже раскрыть историю 1990-х – переломного времени, когда менялось совершенно все. «Музей-Фабрика» первое время будет работать по сеансам, расписание которых можно найти на странице проекта в Фейс- буке. Можно посетить только экспозицию «Новая ткань города» либо совместить ее посещение со спектаклем «Радио Фабри- ка» или с экскурсией по фабричному райо- ну «Человек красит место». Лора НЕПОЧАТОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=