РДВ - Ярославль

2 РАБОТА ДЛЯВАС поиск работы yaroslavl.rdw.ru Работа для вас №21 (1647), 28 марта 2019, четверг образование Учиться в Германии Татьяна родилась в Ярославле, здесь окон- чила школу, поступила в вуз. А несколько лет назад она уехала в Германию, и сегодня учится в знаменитом Гёттингенском уни- верситете. В марте Татьяна приезжала на несколько дней в родной город, где и состо- ялся наш разговор. Гёттингенский университет, носящий имя своего основателя, короля Георга Ав- густа (Георга II), – один из крупнейших не- мецких вузов. Он был открыт в 1737 году. Сегодня здесь учится порядка 26 тысяч студентов, среди которых немало жителей других стран. С момента своего основания университет был точкой притяжения рус- ских дворян – в нем получили образование многие наши соотечественники. В XIX веке учебное заведение было особенно популяр- но среди русской молодежи, увлеченной немецкой идеалистической философией. Неслучайно именно здесь получил образо- вание персонаж романа «Евгений Онегин» Владимир Ленский – «…с душою прямо гет- тингенской, // Красавец, в полном цвете лет, // Поклонник Канта и поэт». Об этой странице русской литературы преподава- тели Гёттингенского университета и сегод- ня рассказывают своим студентам, обучаю- щимся славистике… Татьяна, по какой специальности вы учитесь в Германии и на каком вы курсе сейчас? Я учусь на бакалавриате по двум направ- лениям – германистика (немецкий язык) и славистика (славянские языки). В Гер- мании не существует понятия «курс», как в России. Время обучения измеряется в семе- страх. Я закончила три семестра, что заня- ло у меня полтора года. Это платная учеба? Нет, учеба бесплатная, но за каждый се- местр нужно платить взнос. В Гёттингене он составляет примерно 340 евро, в эту сумму входят административные расходы, билет на поезд по Нижней Саксонии, на ав- тобусы в Гёттингене и другое. А что требуется для поступления в не- мецкий университет? Любой ли житель России может получить высшее образо- вание в Германии? В принципе, в немецкий университет мо- жет поступить любой житель России, по- лучивший аттестат о среднем общем об- разовании, то есть окончивший 11 классов школы. Существуют различные варианты поступления в немецкий вуз. Если, на- пример, на руках есть только аттестат, то можно поступить в так называемый Studienkolleg, сдав предварительно вступи- тельные экзамены. С российским аттеста- том сразу же в немецкий университет по- ступить не получится, так как в Германии ЛИЧНЫЙ ОПЫТ О своем опыте обучения в немецком ВУЗе, особенностях студенческой жизни в Германии и воз- можностях для дальнейшего развития карьеры рассказывает Татьяна Вебер – студентка университета города Гёттингена. школьное обучение длится не 11, а на се- годняшний день 13 лет. Поэтому выпускни- ки российских школ чаще всего выбирают вариант с Studienkolleg, где они в течение года адаптируются к стране, готовятся к поступлению в немецкий университет и в конце обучения сдают экзамены. Что касается моей ситуации, то я изна- чально не рассматривала подобный вари- ант, потому что не хотела сдавать допол- нительные экзамены. После окончания школы я поступила в Ярославский педаго- гический университет, где проучилась два года. Это дало мне возможность поступить в немецкий университет напрямую, минуя этап Studienkolleg. По сути, двухлетняя (а с аттестатом, выданным после 2014 года, – и однолетняя) учеба в российском вузе и хо- рошее владение немецким языком (мини- мум B2, а лучше C1 и выше) являются зало- гом успешного поступления в Германии. Для поступления мне нужно было подго- товить ряд документов: аттестат о среднем общем образовании с переводом, справку из ЯГПУ с переводом, подтверждающую мою двухлетнюю учебу в этом вузе, а также сертификат по немецкому языку TestDaF – специальный экзамен для тех, кто хочет по- ступить в университет. Затем нужно было зарегистрироваться на сайте университе- та, заполнить заявление и загрузить все документы онлайн. И ждать решение вуза. Мне не пришлось оформлять ни визу аби- туриента, ни визу студента, так как за год до поступления я переехала в Германию по так называемой «визе невесты». А на какой специальности вы учились в Ярославле? Помогло ли вам российское обучение каким-то образом адаптиро- ваться к системе обучения в Германии? В Ярославском педагогическом я училась по специальности «Образование в области иностранного языка» (английский и не- мецкий). Что касается адаптации к системе обучения в Германии, учеба в российском вузе мало чем помогла. Но поскольку и в России, и в Германии я выбрала лингвисти- ческое направление – знания, полученные в ЯГПУ, несколько раз выручали меня! Как психологически вам дался переезд, насколько сложно было адаптироваться к другой жизни, к другой культуре? Я бы сказала, что у меня особый случай. Изначальной целью переезда в Германию была не учеба, а свадьба. В 2016 году я вышла замуж, а через год, после того как подтянула свой немецкий и сдала экза- мен TestDaF, я поступила в Гёттингенский университет. Поэтому адаптироваться мне было легче, ведь рядом был любимый чело- век, да и времени для того, чтобы привы- кнуть ко всему новому, было достаточно. Что в Германии – в устоях, ритме жизни, традициях, отношениях – вам больше всего нравится? И что не нравится кате- горически? Сказать, что мне что-то не нравится катего- рически, я не могу. А нравятся доброжела- тельные люди и более размеренный ритм жизни. В Германии почти нет той суеты, ко- торая так свойственна российской действи- тельности, особенно в крупных городах. Гёттингенский университет – довольно известное в России учебное заведение. Еще со времен Екатерины II в нем учи- лись русские студенты. Сегодня память об этом факте каким-то образом сохра- няется? Я бы не сказала, что в университете чтится память об этом. Но, например, на направ- лении «Славистика» достаточно часто о такой длительной и тесной связи упоми- нается. Особенно когда изучается роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». А какие-то традиции Гёттингенского университета сохраняются с древней- ших времен? Если да – какие, например? Существует традиция среди учащихся, ко- торые получают степень доктора, – цело- вать символ Гёттингена, бронзовую статую «Гусятницы Лизы». Бронзовая фигура де- вочки в национальном костюме, которая несет в руках трех гусей, была создана в 1901 году для оформления фонтана на ры- ночной площади Гёттингена. Почти сразу возник обычай – целовать лицо Лизы после принятия в круг студентов. Молодые люди взбирались для этого на пьедестал, из-за чего, спустя время, целование «Гусятницы Лизы» было официально запрещено и за нарушение налагался штраф! Но на этот запрет, существующий и сегодня, почти никто не обращает внимания, и «Гусятни- ца Лиза» из Гёттингена считается самой це- луемой девушкой мира. Кроме того, брон- зовой девочке часто преподносят цветы. Гёттингенский университет включает самые разные факультеты: аграрный, лесного хозяйства и лесной экологии, математики и информатики, химиче- ский, теологический, юридический, медицинский и ряд других. У нас соеди- нение столь разных специальностей в одном университете невозможно. Пока во всяком случае. При этом – с большим или меньшим успехом – в России идет процесс объединения вузов. Насколько характерно для немецкого образова- ния в целом объединение разнородных факультетов в одном университете? И существует ли проблема снижения ка- чества образования из-за того, что под одной крышей обучают будущих аграри- ев и врачей, теологов и юристов? Такое объединение разнородных факуль- тетов в одном университете достаточно характерно для Германии. Никакого отри- цательного влияния на процесс обучения и качество образования оно не оказывает. На мой взгляд, высшее образование в Гер- мании – одно из лучших в мире. Татьяна, расскажите, как обычно скла- дывается ваш учебный день? Насколько отличается обучение в немецком вузе от российского? Насколько превалирует практика перед теоретическими заня- тиями? Обычно мой учебный день начинается в 8:30 и состоит из нескольких пар – от двух до четырех. Во время «окна» я обычно за- нимаюсь в библиотеке: ищу нужные для подготовки книги, читаю, делаю домашние задания. Ритм обучения, как и в России, иногда очень хочется замедлить, потому что возникает желание изучить какую-то тему глубже, посвятить ей больше време- ни, чем запланировано. Но, в отличие, ска- жем, от того же Ярославского педунивер- ситета, в Гёттингенском все-таки намного легче найти возможность реализовать это свое желание: библиотека поражает своим богатством и разнообразием, а также удоб-

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=