РДВ - Ярославль

3 РАБОТА ДЛЯВАС прием объявлений 670-607 Работа для вас №75 (1604), 11 октября 2018, четверг психология ПРИЧИНЫ ПРОФВЫГОРАНИЯ Чем синдром профессионального выго- рания отличается от обычного рабочего стресса? По сути, профессиональное вы- горание – это затяжной по времени хрони- ческий стресс. В процессе выполнения лю- бой работы люди испытывают физические и психические нагрузки. При небольших либо разовых нагрузках организм челове- ка самостоятельно справляется с их послед- ствиями. Но когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, то ор- ганизм порой не может сам восстановиться и начинает «сгорать». Не нужно думать, что профессиональное выгорание – это блажь. Нет, это достаточно серьезная проблема. Причины профвыгорания кроются в неудовлетворенности условиями труда, в неправильной мотивации, в неблагополуч- ной психологической атмосфере в коллек- тиве и даже в чрезмерной самоотдаче. Син- дромпрофессионального выгорания связан также с напряженной деятельностью таких специалистов, которым приходится интен- сивно общаться с трудным контингентом (капризные клиенты, трудные подростки, тяжелобольные люди и тому подобное). Способствуют развитию этого синдрома и эмоциональные перегрузки. Они чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Ведь женщины склонны более болезненно пере- живать и неудачи в своей работе, и пробле- мы в общении с коллегами. Развитию синдрома профессионально- го выгорания способствует и отсутствие должного вознаграждения за работу. В ре- зультате сотрудник чувствует неудовлет- воренность от своего труда и начинает думать, что его работа не имеет никакой ценности. ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ Основными признаками профессионально- го выгорания специалисты называют эмо- циональное истощение, безразличие к ра- боте, опустошенность, подавленность. Кро- ме того, это постоянная усталость, хандра, ощущение собственной некомпетентности, утрата психологического равновесия. Для поведения такого человека характер- ными становятся неадекватные эмоцио- нальные реакции, у него развивается нега- тивное отношение к коллегам и клиентам, появляется раздражительность, озлоблен- ность, обидчивость, подозрительность, по- вышенная тревожность, грубость. Все это отражается на здоровье. Первы- ми симптомами расстройства являются головные и спинные боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом, бессонни- ца, тошнота, резкая потеря или увеличение веса, одышка, ухудшение зрения и слуха. Как не сгореть на работе ПРАКТИКУМ Если человек, придя на работу, уже с утра чувствует себя уставшим, если ему все видится в мрачных тонах, а многое из того, что он де- лает, кажется ненужным, – налицо признаки профессионального выгорания. Как отличить выгорание от усталости и стресса? И что делать, если профес- сиональное выгорание все же коснулось и вас? С КЕМ И КОГДА ЭТО СЛУЧАЕТСЯ Чаще всего синдром профессионального выгорания проявляется у специалистов, вынужденных во время своей работы тес- но общаться с людьми. Это медицинские и социальные работники, руководители и их секретари, преподаватели и журналисты, юристы и психотерапевты, менеджеры по продажам и консультанты… Особенно быстро выгорают люди, чьи индивидуально-психологические особен- ности не согласуются с профессиональ- ными требованиями коммуникативных профессий. Эти люди не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются склонностью к замкнутости в общении и интровертности. Синдрому профвыгорания подверже- ны также те, кто испытывает постоянный внутренний конфликт между работой и семьей либо постоянно испытывает стресс из-за необходимости все время доказывать свои профессиональные качества в услови- ях жесткой конкуренции. КАК БОРОТЬСЯ? Каждый переживает в своей жизни такой период, когда приходят мысли: «А может, взять и поменять свою жизнь, попробо- вать себя в чем-то другом?» У одних даль- ше этих мыслей и временной депрессии дело не идет, в то время как другие ме- няют свою профессиональную жизнь в корне. Кто-то из них потом жалеет и пыта- ется вернуться в прежнюю сферу деятель- ности, а кто-то бывает очень рад, что дал себе второй шанс. Но у некоторых этап профвыгорания за- тягивается. Человек просто плывет по те- чению, не генерирует ничего нового, раз- дражается, но ничего не хочет менять. Что же в таком случае делать? Прежде всего, работодатель может противостоять выгоранию сотрудников, обеспечив им правильный баланс между трудом и отдыхом, наладив систему по пла- нированию карьеры. Он может обеспечить им возможность стажировок, работу над новыми проектами… Сами работники могут противодейство- вать профвыгоранию, ограничив свой тру- доголизм. После окончания работы нельзя даже и думать о ней. Надо посвящать это время семье, отдыху, спорту, увлечениям. Способствует выходу из подобной си- туации и поступление на какие-либо профессиональные курсы. Это придаст человеку чувство уверенности, поможет обновиться. В крайнем случае стоит обратиться к спе- циалисту – бизнес-тренеру или социально- му психологу. САМООРГАНИЗАЦИЯ Планирование времени – это не только планирование задач на день. Это еще и перспективное, и долгосрочное планиро- вание. Но без ежедневного планирования при этом не обойтись. Вы, возможно, заме- чали, что лучшие ученики – это не всегда самые умные ученики. Но, как правило, это дисциплинированные и умеющие органи- зовать свое время люди. Постигая тайм-менеджмент, изучайте не столько какую-то определенную техноло- гию организации времени, сколько методы выработки индивидуальной технологии, наиболее подходящей именно вашему типу и складу характера. Ежедневные дела надо планировать либо накануне вечером, либо рано утром по принципу: «важность – срочность». При планировании надо понять, какие дела для вас являются первоочередными и как луч- ше их сделать. Затем надо с запасом рас- пределить время на их выполнение и точно следовать намеченному расписанию. Эти планы не являются чем-то постоян- ным – наоборот, их рекомендуется регу- лярно пересматривать. Ежедневный план вполне допустимо изменять несколько раз в течение дня. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА Если цель не зафиксирована на бумаге, то она по сути не существует. Так что необхо- димым условием эффективного планиро- вания является, прежде всего, составление плана в письменной форме, а также уста- новление временных рамок и обязательная фиксация результатов. Для удобства в списке ваших ежеднев- ных дел можно отделять обязательные дела от необязательных (например, выделяя их разными цветами). Работайте со спискомв течение всего дня. При появлении нового дела вписывайте его с учетом приоритетности по отношению к ранее записанным делам. Выполнив оче- редную задачу, обязательно вычеркивайте ее. Это дает ощущение удовлетворенности от своей работы, некой окрыленности, за- ряжает энтузиазмом и энергией. План составляется так: малые задачи решаются целиком и за один день, а круп- ные разбиваются на подзадачи. Например, задача «Подать документы в университет» разбивается на три подзадачи, выполняе- мые за три дня: «Выяснить, какие докумен- ты и кому надо подать», «Оформить все, что необходимо», «Отвезти документы». Планирование времени ежедневно от- нимает 10-15 минут, но при этом выигры- ваются часы. Специалистами доказано, что работа со списком запланированных дел Секреты управления временем КЕЙС Своим временем пытается управлять каждый, но не каждому это удается. Сегодня около 90 процентов людей жалуются на нехватку времени, а это значит, что они не умеют им управлять. О тайм-менеджменте написано много. Мы же сделали попытку сформулировать некоторые универсальные принципы ежедневного планирования. увеличивает производительность пример- но на четверть. СОРТИРОВКА ЗАДАЧ В рамках одного дня все задачи следует де- лить на три категории: первоочередные, второстепенные и малозначительные (те, что могут подождать). Ясно, что первоочередными являются за- дачи, не терпящие отлагательства. Второ- степенные – это задачи, которые также луч- ше решить быстрее, но ничего страшного не произойдет, если их решение отложится на день-другой. И малозначительные – это задачи, которые надо когда-нибудь решить, но сроки не поджимают. Первоочередные дела, требующие сосре- доточенности, надо планировать на то вре- мя дня, когда вас меньше всего отвлекают и когда у вас выше всего работоспособность. Надо также правильно планировать по- следовательность первоочередных работ: начинать лучше с важной, но достаточно простой задачи. Наверняка, вы с ней бы- стро справитесь, а это создаст хороший психологический настрой, вот тогда уже можно браться за более сложные дела. Сложную задачу всегда делите на «дерево решений», где главная задача – это ствол, а подзадачи – ветви. Продолжайте «развет- вление» до тех пор, пока процесс выполне- ния всей задачи не станет элементарным. КТО РАНО ВСТАЁТ… Обязательно учитывайте свои биоритмы. Отследите, в какое время суток вам хочется работать, и когда это получается наиболее легко и эффективно. Как правило, для мно- гих это раннее утро. Поэтому вставайте по- раньше и делайте самую важную и трудную работу именно с утра. Вы и глазом не успее- те моргнуть, как переделаете все то, что ве- чером казалось неподъемным. Секрет успе- ха многих бизнесменов заключается как раз в том, что они еще ранним утром успе- вают выполнить важную для них задачу (по крайней мере, начинают выполнять ее). Время, которое вы проводите в транс- порте по пути на работу, посвящайте раз- мышлениям. Осмысливайте свою жизнь, думайте о том, как с наименьшими затра- тами времени и сил выполнить предстоя- щую важную задачу. Человек, вдумчиво планирующий свой день, успевает, как правило, к вечеру решить все первооче- редные дела, примерно половину второ- степенных, а если повезет – то и часть малозначительных. При подготовке использованы материалы федерального издания «Работа для вас»

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=