РДВ - Санкт-Петербург

Работа для Вас №115 (2477), 10 октября 2018, среда онлайн-версия «Работа для Вас» RDW.RU 26 Одно дело – когда не проходишь на интересную вакансию, потому что не хватает опыта и знаний, и совсем другое – когда тебя отсеивают из-за неправильного поведения на собеседовании. Тем более что многих ошибок можно легко избежать. ОПОЗДАНИЯ И НЕОПРЯТНЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД Не опаздывайте! Это всегда производит плохое впечатление. «Очень рекомендую кандидатам правильно рассчитывать время в пути и прихо- дить заранее, а не влетать в мыле на собеседова- ние, — советует Екатерина Тихвинская, директор по персоналу ЗАО „Упонор Рус“ . — Следует тщательно продумать свой гардероб. Конечно, во многом это зависит от компании, в которую вы идете на собеседование. Но джинсы с май- кой или свитером не очень приветствуются. Некоторые кандидаты приходят небритыми или непричесанными — это тоже производит не очень хорошее впечатление». А если вы все-таки опаздываете и, тем более, если не сможете прийти на встречу, обязательно позвоните и предупредите. ПОПЫТКИ РАЗЖАЛОБИТЬ РЕКРУТЕРА Иногда кандидаты на собеседовании пытаются «давить на жалость» — рассказывают о том, что давно не могут найти работу, о своих матери- альных и даже семейных проблемах. Рекрутеры, конечно, тоже люди и посочувствуют человеку в непростой ситуации, но трудоустройству это вряд ли поможет. «Если вы действительно хотите получить работу, нельзя давить на жалость, — говорит Елена Борисова, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании „Цептер Интернациональ Россия“ . — Когда вы принима- ете приглашение на интервью, вы сообщаете тем самым потенциальному работодателю, что готовы быть полезным. Давя на жалость, вы по- казываете не свою полезность, а то, насколько вы обременены и не готовы к полной самоотдаче на работе». ОТКАЗ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ На собеседовании могут быть разные вопро- сы, в том числе непростые и даже неприятные. Но даже если вы категорически не хотите отве- чать, не переходите в лобовую атаку, а постарай- тесь аккуратно выйти из этой ситуации. «Если вы не хотите отвечать на вопрос, советую корректно аргументировать свою позицию или с шуткой уйти от ответа, — советует Елена По- лякова, заместитель генерального директора по управлению персоналом сети „Центропе- чать“ . — Ведь рекрутер спрашивает не из празд- ного любопытства. По моему опыту, резкий отказ отвечать на вопрос производит негативное впе- чатление и говорит о конфликтности человека, а такие работники редко где нужны». ИЗЛИШНЯЯ ОТКРОВЕННОСТЬ Откровенные и подробные ответы на собеседо- вании, конечно, приветствуются, но только пока речь не зайдет о коммерческой тайне работода- телей или другой конфиденциальной информа- ции. Возможно, этими сведениями заинтересуют- ся, но «болтливого» кандидата на работу вряд ли примут. Екатерина Тихвинская приводит пример такой излишней откровенности: «Некоторые канди- даты на позицию, скажем, менеджера по про- дажам с охотой озвучивают все цифры, которые им известны, и это отпугивает потенциального работодателя. Можно указать объем продаж, за который вы отвечали, или клиентов/проекты, но рассказывать обо всех проектах или объяв- лять точные цифры, например, маржи настоя- тельно не рекомендую». ШАБЛОННЫЕ ОТВЕТЫ На собеседовании кандидаты стараются давать «правильные», социально желательные отве- ты, тем более что в интернете есть множество статей о том, как отвечать на типовые вопросы. Казалось бы, просто и удобно — читаешь, запо- минаешь, отвечаешь. Например, на непростой вопрос о недостатках нередко советуют говорить: «я — трудоголик» или «я — страшный перфекцио- нист». Но рекрутеры все эти советы тоже читали и заученные ответы не жалуют. «Шаблонные, взятые из интернета ответы всегда чувствуются, — объясняет Валентина Митина, независимый HR-консультант . — Например, задаешь вопрос, а ответ у кандидата буквально выскакивает, как заученный. Он даже не задумы- вается над ним. В таком случае я задаю наво- дящие вопросы: «Вы — трудоголик? А в чем это выражается? Что вам это дает?» ЛОЖЬ Не будем морализировать и говорить, что врать — это нехорошо. Лучше объясним, почему ложь часто всплывает, как бы человек ни старался ее скрыть. Во-первых, его выдают жесты, мимика, нервозное поведение в целом. Рекрутеры очень часто психологи по образованию или просто увлекаются психологией, плюс постоянное общение с людьми — все это позволяет им до- СЕМЬ ОШИБОК НА CОБЕСЕДОВАНИИ рынок труда: факты и комментарии вольно неплохо считывать подобные сигналы. «Даже самый подготовленный к собеседованию кандидат в ходе долгого интервью перестает кон- тролировать себя, и его организм непроизвольно начинает передавать сигналы, противоречащие сознательным действиям, — рассказывает Елена Борисова . — Например, когда кандидат, который преувеличивает свои заслуги на предыдущем месте работы, специально раскрывает ладони в знак честности, мимические сигналы легко его выдадут. Это могут быть суженные зрачки, под- нятая бровь или искривленный уголок рта». Во-вторых, если это какая-то сложно выстро- енная ложь, в рассказе кандидата появляются нестыковки. Тогда собеседник начинает за- давать уточняющие вопросы, просит побольше конкретики — и человек «плывет». И в-третьих, на кандидатов собирают рекомендации, и на этой стадии тоже многое может открыться. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА Работодателям очень импонируют соискате- ли с горящими глазами и совсем не нравятся кандидаты, которые на собеседовании только вяло отвечают на вопросы, не проявляя своего интереса к вакансии. Ведь хороший сотрудник — это тот, кто не только может (имеет необходимые навыки и знания) выполнять работу, но и хочет это делать. Сложно имитировать интерес, если его на самом деле нет, да и, наверное, не нужно. Но если заинтересованность есть, не стесняйтесь ее проявить, в том числе задавая свои вопро- сы на собеседовании (обычно это предлагают сделать в конце встречи). Можно и прямо сказать в конце интервью, что вам интересна предлагае- мая вакансия и вы готовы к сотрудничеству.

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=