РДВ - Калуга

РАБОТАДЛЯВАС№82 (718), 29ОКТЯБРЯ2018, ПОНЕДЕЛЬНИК > RDW.RU поиск работы www.kaluga.rabota.ru (4842) 909-777 9 СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ Конфликты бывают разные: от гранди- озных скандалов до мелких ссор. А вот стратегий поведения в атмосфере этих самых конфликтов, по мнению психоло- гов, всего пять. В каких ситуация исполь- зовать ту или иную стратегию и какого эффекта можно добиться, воплощая ее в жизнь. — «Уход. Избегание». Это когда Галкин ругается с Малкиным по поводу, на- пример, дизайна главной страницы сайта компании. А Елкин прячется в угол с равнодушным видом и де- монстративно занимается другими делами. Человек в конфликте пятится назад, как рак, избегая решения проблемы. К дан- ной стратегии прибегают в трех случаях. Во-первых, когда проблема не значима для вас, во-вторых, когда вы не соби- раетесь тратить время на ее решение, в-третьих, когда заранее знаете о про- игрыше в конфликте, и ваше поражение будет не таким громким. — «Принуждение». Типичный пример — руководитель, используя свои без- условные права, заставляет сделать так, а не иначе. Хотя это «так» совер- шенно никому не нравится. Данная стратегия эффективна в трех случаях. Во-первых, когда вы являетесь руководителем или у вас есть полно- мочия и власть, во-вторых, когда дело очень важно для вас и вы делаете большую ставку на свое решение, и, в-третьих, когда вы полностью уверены в правильности принимаемого решения. Стиль принуждения создаст вам хоро- шую репутацию только в том случае, если в итоге вы окажетесь правы. — «Уступка». Начальник принимает работу Галкина, а Елкин (то ли от равнодушия, то ли от большой любви к руководству) соглашается, что тво- рение Галкина — высокий класс. Данная стратегия применяется в тех случаях, когда обсуждаемый вопрос не очень важен и отношения с партнером важнее спорного момента. Тогда ваша уступка — психологический подарок, знак внимания, важности человека для вас. Уступая, вы сохраняете мир и покой. — «Компромисс». Например, когда Галкин и Малкин соглашаются на ни- чью. И главная страница сайта пестрит логотипами от Галкина на фоне обоев от Малкина. Все привыкли считать, что компромисс — это и есть выход из конфликта. На самом же деле это не так. Это лишь временное решение проблемы и откладывание чест- ного обсуждения на будущее. Компро- мисс используют, когда другие методы оказались неэффективными и стороны решили сойтись на середине. Стратегия компромисса не портит отношения. Более того, она способствует их положи- тельному развитию. — «Сотрудничество». Галкин, Мал- кин, Елкин и их руководитель решают конфликт таким образом, что все остаются в полной мере счастливыми и довольными проделанной работой. Специалисты рынка труда говорят, что подобный метод урегулирования споров самый эффективный. Но, к сожалению, наиболее тяжело осваи- ваемый. Этот стиль эффективен в трех слу- чаях. Во-первых, когда решение про- блемы очень важно для обеих сторон, во-вторых, когда у вас есть время по- работать над возникшей проблемой, в-третьих, когда участники конфликта занимают равное положение. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ Стратегия поведения в конфликте, которую человек обычно выбирает, в большинстве случаев связана с особен- ностями его характера и привычками, не- жели с конкретикой самой конфликтной ситуации. И действительно, назревает вполне ло- гичный вопрос — для чего сотруднику знать приведенные выше стратегии? Ведь человек мягкий по характеру не сможет использовать стиль принуж- дения, какой бы ни была ситуация. Он лучше найдет обходные пути. Кроме того, довольно сложно под воздействием эмоций оценить ситуацию, понять, какая стратегия подходит, и хладнокровно при- менить ее в создавшейся атмосфере. Как вести себя в конфликтных ситуациях? Размолвки с коллегами? Постоянные баталии с руководством? Наверное, каждый человек был если не участником, то свидетелем неприятных стычек на работе. Как действовать в подобных ситуациях? Наш рассказ — о стратегиях поведения в конфликтной обстановке и нюансах их использования. Но специалисты утверждают, что смысл в обучении людей различным стратеги- ям поведения в конфликте все-таки есть. Во-первых, как показывает практика, обычно человек применяет один и тот же основной способ действия в разных конфликтных ситуациях, и поэтому узнать и понять себя очень полезно для расширения своих знаний. Во-вторых, кроме тех стратегий, которые плохо совместимы с индивидуальными характерологическими особенностями человека, всегда есть несколько других, которые вполне можно освоить, и тем самым расширить свой поведенческий репертуар. В-третьих, понимая, как надо действовать в рамках различных стратегий разрешения конфликтов, человек может обдуманно выбирать, по какому пути идти. Вместо неосознанного следования по стереотипной колее во власти эмоций и привычек человек анализирует ситуацию, рассматривает, как можно применить в ней различные стратегии, выбирает вариант, который соответствует ситуации. В-четвертых, знания о разных стратегиях поведения в конфликтах помогают понять действия других людей, то есть определить, какой стратегией пользуется прямо сейчас ваш оппонент — и, соответственно, ответить более точно и адекватно. ПРИМЕНЯЙ И ДЕЙСТВУЙ! Знать нюансы использования каждой стратегии, безусловно, стоит. Это по- может понять, как определенный метод поведения отразится на ваших интере- сах и на отношениях с коллегами. Если ситуация взвешена, стратегия понята и выбрана, то прежде чем приводить ее в действие, необходимо вспомнить глав- ные принципы поведения в конфликтной ситуации: — Уважайте своего партнера и не ущем- ляйте его (не входите в ситуацию с „обра- зом врага“ и вредительством). Мы всегда чувствуем партнерство по отношению к себе, и нам это... приятно! — Осознавайте свою реальную степень зависимости от конфигурации сил в конкретной ситуации: может, и не стоит бояться обсуждать положение дел откры- то? Чем вы рискуете? Так ли это критично и невосполнимо? Конечно, чем выше квалификация специалиста и его само- оценка, тем спокойнее он легализует кон- фликты. У него много степеней свободы, он знает себе цену, и рынок труда тоже цену этому специалисту знает! Поэтому тактика открытости больше присуща ква- лифицированным и уверенным. — Опасайтесь ухода в крайнюю степень каждой стратегии. Вступая в конфликт, не обязательно принимать какую-то одну стратегию поведения, лучше ис- пользовать их сочетание. И, конечно же, смотреть на конфликт со всех сторон. Нет правильной и неправильной страте- гии, есть правильное или неправильное ее применение. Тамара Рукосуева.

RkJQdWJsaXNoZXIy NjMwNTY=